Именно в Кенозерье художник, как он сам признаётся, смог по-настоящему почувствовать себя русским, именно здесь научился работать топором и кистью. Именно сюда он продолжает возвращаться вновь и вновь вплоть с 1973 года. И именно здесь, в музее эпического наследия «В начале было слово» в деревне Шишкино, открыл свою персональную экспозицию. На ней собраны более 40 пейзажей — живопись, офорт и литография.
Выставка открылась в день освящения Почезерского храмового комплекса.
— Это великое чудо — это воссозданный храм, эта божественная литургия. Мне удалось исповедаться, причаститься, и в этот день — ещё и открытие выставки! Душа просто воспарила! Такого не было у меня никогда в жизни, — сказал Владимир Щербинин на открытии. — Кенозеро для меня — это величайший резервуар русского духа, который даёт мне огромное количество сил в работе и в жизни.
Владимир Щербинин.
Впервые Щербинин побывал на Кенозере в девять лет — в 1973 году после пионерлагеря — вместо Феодосии. О чём не пожалел.
— Пришёл поезд в Плесецкую, — вспоминает художник своё первое детское впечатление. — Рано, в пять утра. И я впервые ощутил какую-то пронизывающую свежесть, которой я никогда не испытывал. И к этому свежести, которое кроме телесного давало какую-то ясность ума, чистоту помыслов, меня потом всю жизнь тянуло. Потом были два битком набитых автобуса и, наконец, Першлахта. Простор озера, белый теплоход. Он шёл долго, медленно, и где-то на полпути перед нами два лося проплыли. Теплоход остановился, все пассажиры вышли и ждали, пока лоси переплывут. Я почувствовал, что это какой неведомый мир.
С тех пор художник приезжал в Кенозерье каждый год, кроме тех двух лет, что был в армии. Приобрёл дом в деревне Телицыно.
Отец Владимир Щербинина Виктор был художником. Именно на Кенозере он начал учить сына мастерству владения кистью и краской. Кстати, работы Виктора Щербинина — литографии на камне, цветные офорты и ксилографии, — тоже представлены на в музее, так что выставка получилась по-настоящему семейной. На одной из них запечатлён символ парка — Никольская часовня в деревне Вершинино.
Кенозёры тоже научили живописца многому — отношению к жизни и к людям.
— Как-то я приехал в гости к капитану Ивану Ашонкову, он пригласил меня на рыбалку. Шёл дождик, а у меня сапог не было. И Иван Дмитриевич дал мне свои. А сам в тапочках пошёл, потому что сапоги у него были одни, — рассказал Владимир Щербинин. — Вот такие люди.
Не только местные жители, но и сами места служили и служат для художника неиссякаемым источником вдохновения.
— В Кенозере каждый год, как я ни приезжал, меня влекла какая-то определённая деревня, — рассказал Владимир Щербинин. — Очень часто это было Семёново. В какие-то годы — Зехнова, Майлахта, Сысола. Там на песчаном берегу несколько сосен стояло — настоящих, мощнейших. Они для меня олицетворяли стражей всего Кенозера.
Выставка Владимира Щербинина стала продолжением большого проекта музея эпического наследия «Альбом на память».
— Он посвящён связям художников и местных жителей — очень душевным, тонким, человеческим, — рассказала начальник отдела изучения историко культурного наследия Кенозерского парка Марина Малютина. — В 1960-е годы сюда приехал художник Игорь Шилкин и привёз с собой целый круг московских живописцев. В том числе, очень известного художника Виктора Попова, работы которого сейчас находятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Среди них был и Виктор Щербинин.
Выставка Щербинина-сына стала третьей в «Альбоме на память». И состоялась она тоже, благодаря проекту: Владимир Щербинин пришёл на выставку фотохудожника Анатолия Горяинова.
— А сейчас к нам в гости из Москвы приехала вдоха Игоря Шилкина, того, кто, собственно, всех сюда завёз, — добавила Марина Малютина. — Конечно, мы договорились провести выставку работ её мужа. И так, я думаю, будет продолжаться и впредь.
А пока что из деревни Шишкино ждёт путешествие в Архангельск — в визит-центр Кенозерского национального парка.