Общество
На «Лесорубе XXI века» обсуждают вопросы кадрового обеспечения леспрома

На «Лесорубе XXI века» обсуждают вопросы кадрового обеспечения леспрома

11.08.2018 11:55Вадим РЫКУСОВ
Деловые мероприятия — неотъемлемая часть отраслевого чемпионата в Устьянах.

В прошедшей в Малиновке дискуссии «Эффективное образование в XXI веке» приняли участие представители бизнеса и системы образования из разных регионов России, а также руководители властных структур. Они должны были совместно сформулировать предложения по совершенствованию процесса кадровой подготовки в интересах ЛПК. 

Как отмечает зампредседателя правительства Архангельской области Виктор Иконников, большинство работодателей говорят о кадровых проблемах.

— Сегодня выпускники учреждений среднего профессионального образования не всегда соответствуют реалиям времени: техника стремительно меняется, меняются и требования, предъявляемые к специалистам. Бизнес говозаинтересованности в специалистах широкого профиля и это потребует кардинальных изменений обучающих программ, — говорит Виктор Иконников. 

Виктор Иконников.Виктор Иконников.

Как правило, дискуссии, связанные с подготовкой отраслевых специалистов ведутся в разрезе конкретных специальностей, среднего профобразования или высшего. Участники круглого стола в Малиновке пошли дальше — они говорили о всех ступенях образования.

Вектор разговору задал представитель крупного холдинга «Сегежа групп» Евгений Баталов. Он в частности отметил, что «сегрегация» в подготовке специалистов высшего и среднего образования — фактически пережиток советской системы образования и организации производства. Если прежде на лесозаготовке трудились трактористы, чокеровщики, специалисты среднего звена, то теперь, как отметил эксперт, оператор харвестера выполняет огромное число операций. При этом машинист харвестера отвечает и за продукт, и за экологическую составляющую процесса, и за технику. Система образования должна реагировать на запросы времени соответствующим образом, но пока это происходит не самым блестящим образом. Как заявил эксперт, зачастую на профильных направлениях технических вузов учатся случайные люди, не всегда способные стать универсалами на производстве. 

В процессе дискуссии поднимались совершенно разные темы — от профориентационной работы со школьниками до проблем кадровой обеспеченности самой системы профессионального образования и материально-технической базы. По словам гендиректора группы компаний «Титан» Алексея Кудрявцева, мероприятия, проведённые на молодежной площадке чемпионата «Лесоруб ХХI» века принесли свои плоды — заинтересованных леспромом подростков стало больше. 

Обсуждались во время дискуссии и образовательные стандарты. Несмотря на кажущуюся неповоротливость системы есть факторы, способные играть позитивную роль. Как подчеркнули некоторые эксперты, нынешние образовательные стандарты предполагают инвариантную (неизменную) часть и вариативную, которая позволяет регулировать кадровую подготовку в соответствии с нуждами бизнеса. Как рассказал директор Дивногорского техникума лесных технологий Юрий Павлов (Красноярский край), в своём учреждении ему с коллегами удалось ввести в вариативную часть подготовку операторов харвестеров и форвардеров. 

Позитивный опыт зафиксирован и в Поморье. В числе примеров министр образования и науки Архангельской области Сергей Котлов привёл Красноборский лесотехнический техникум, где учащиеся ведут подготовку не только на симуляторах, но и на реальных машинах, работающих на лесных делянках. Интересным опытом может стать и переход одного из техникумов области из государственного управления в частные руки. 

По мнению председателя профильной комиссии Архангельского областного Собрания депутатов Александра Дятлова, для того, чтобы удерживать молодёжь (тот же преподавательский состав) власти необходимо активизироваться в деле укрепления социальной инфраструктуры в районах. Сейчас, по его словам, бизнес зачастую вынужден заниматься этими проблемами самостоятельно — строить футбольные поля, хоккейные корты, детские площадки, ремонтировать клубы и дороги. Предприятия мотивированы удержать хороших специалистов, поэтому пытаются создать комфортную среду. В активизации роли государства и региона поможет механизм государственно-частного партнёрства. 

— Прозвучавшие предложения мы обязательно возьмём в работу. Например прозвучало предложение — в рамках реализации майских указов президента РФ оформить региональный проект, где участниками будет областное правительство, министерство образования, министерство природных ресурсов, крупный бизнес, производители техники, Северный (Арктический) федеральный университет. Общими усилиями необходимо сделать так, чтобы наша система образования готовила кадры, которые соответствуют запросам работодателя и, как результат, повышалась бы производительность труда и экономическая эффективность предприятий, — уверен Виктор Иконников. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.