В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Общество
Игорь Пинаев — о том, почему уменьшился дорожный фонд Поморья

Игорь Пинаев — о том, почему уменьшился дорожный фонд Поморья

01.08.2018 11:35Анна РЕЗАНОВА, Алексей ШЕМЯКИН
В эфире передачи «Открытый регион» — директор «Архангельскавтодора» Игорь Пинаев.

На повестке дня — дорожный вопрос. Почему дорожный фонд в этом году по сравнению с 2017-м уменьшился на миллиард рублей, какие магистрали в области уже отремонтированы? Какие новые технологии применяют дорожники при строительстве трасс? И как решается вопрос с ветхими и аварийными мостами у нас в регионе? 

В прошлом году объём дорожного фонда в Архангельской области составлял более четырёх миллиардов девятисот четырнадцати миллионов рублей. Как мы видим на схеме, у него было шесть источников наполнения. Помимо основных расходов на содержание дорог, средства направляли в ремонты и строительство. Так, капитально отремонтировано 13 мостовых сооружений, семь участков дорог построены либо серьёзно реконструированы. 

Обратимся к текущему год. Плановый объём дорожного фонда —три миллиарда 685 миллионов 300 тысяч рублей. Не нужно обладать дюжими математическими способностями, чтобы посчитать, разница с прошлым годом — миллиард триста миллионов. С чем связано такое падение? С этого вопроса начнём разговор с директором Архангельскавтодора Игорем Пинаевым.

— Игорь Николаевич, добрый вечер! Что случилось, почему в этом году бюджет регионального дорожного фонда так сжался? Ведь в начале года ожидали как раз обратное?

— Поправлю немного. На данный момент цифра немного другая за счёт переходящего остатка. Окончательный объём дорожного фонда на 2018 год — четыре миллиарда 135 миллионов рублей. Да, это, конечно, меньше. Основная потеря — отсутствие федеральных трансфертов. Основные работы, которые у нас выполнялись по этим федеральным трансфертам, уже закончены. Минус получился за счёт перераспределения акцизов. Первоначально планировалось, что с 1 января 2018 года как минимум 88 процентов будет оставаться у нас в регионе, но, к сожалению, это решение подзатянулось, и в этом году перераспределение осталось в пользу федерального центра. 

— А идут какие-то разговоры, которые все же подталкивают к этому решению? 

— Я думаю, что мы сейчас вступим в длительную дискуссию, связанную с тем, что сказал президент федеральному собранию, и то, что потом превратилось в майский указ. Там все прописано. Поставлены большие и амбициозные задачи. Конечно же, определено ресурсное обеспечение.  

— 118 миллиардов рублей федеральный центр выделяет регионам на развитие дорожной инфраструктуры в 2018 году. Архангельску досталось что-нибудь? 

— Нет. Были расставлены немного другие приоритеты по 2018 году. Самой важной была программа «Безопасная и качественная дорога», куда попали большие агломерации с численностью ядра более 500 тысяч жителей и те регионы, где проходил чемпионат мира. Так же в эти 118 миллиардов была включена статья с крымским мостом. 

— То есть, это 40 регионов, да?

— По БКД — 36-38 регионов.  

— Игорь Николаевич, у нас же, как и полагается, продолжается ремонт дорог в регионе. Что сделали из большого? И что осталось освоить до конца сезона?

— Отрасль работает достаточно стабильно. Практически все контракты у нас проторгованы. Работы ведутся. Основное и приоритетное направление — содержание автомобильных дорог. Эта самая защищенная статья расходов. За счет работ по содержанию мы не только поддерживаем, но и по многим направлениям их улучшаем. Год сложный. Еще в 2016 году мы понимали, что 2018 год по финансированию будет самым минимальным. Пострадали статьи, связанные со строительством и капитальным ремонтом дорог. По строительству у нас один объект, который мы выполняем по бюджетному законодательству, когда мы 5 процентов от транспортного налога и акцизов распределяем на строительство дорог в сельской местности. В этом году мы строим дорогу на правой стороне Двины в Виноградарском районе. Я думаю, лет на пять мы туда забрались. Так же запущен капитальный ремонт дороги Устьвага-Ядриха, село Красноборск. Будут решены проблемы, связанные с тротуарами, освещением, светофорами.

— На этой неделе произошло долгожданное событие в Холмогорском районе. Спустя десятилетие там наконец-то соединили два берега реки  Ваймуга. И вот, как это было. 

— Для пяти тысяч человек — мост через реку Ваймуга — настоящий портал в цивилизацию. До этого добираться до большой дороге им приходилось непросто, а иногда и вовсе невозможно.

Александр Вахрушев, житель деревни Средняя Ваймуга: 

«Скорую иногда вызвать, в магазин ездить и в лес нужно населению. Потому что не было бы моста — на переправе обычно. Или на лодках, или на чем-то других передвигались». 

Надежда Савина, глава МО «Емецкое»:

«Там у нас 20 населённых пунктов, более 1 000 жителей. Они могут беспрепятственно попадать к себе в дома, привозить строительные материалы, продукты, лекарства, газ и многое другое». 

На строительство моста ушло около месяца и восемь с половиной миллионов рублей из регионального дорожного фонда. Несмотря на сжатые сроки его возведения, конструкция более чем надежная — уверяют специалисты. 

Виктор Пономарёв, заместитель директора дорожного агентства «Архангельскавтодор»:

«Несмотря на то, что сооружение называется временным, оно горазда более надежное, чем понтонный мост. Мы подняли его подъемность уже до 12 тонн, у понтона был 10. После проведения обследования этого моста, возможно еще на несколько тонн поднимем грузоподъемность». 

Первым испытанием для конструкции станет весенний паводок в следующем году. У дорожников на этот случай свой сценарий. 

Руслан Назмутдинов, начальник Северного участка ООО «Автодормост»:

«Этот мост рассчитан на полное круглогодичное обеспечение соединения берегов, но непонятно, как себя поведёт ледоход на данной реке. Принято решение — первый год в весенний паводок его все же разобрать и посмотреть как себя покажут конструкции из свай». 

Если в первый год эксплуатации мост покажет себя надёжно, то в будущем будет работать круглый год. 

— Если говорить по прошлому году, что сделали, что в планах? 

— Если мы говорим про мостовые сооружения, то около 300-400 миллионов мы выделяем ежегодно на капитальные ремонты, а так же 2 миллиарда на содержание. У нас в Архангельской области около 600 мостов. При этом две трети — деревянные. В среднем мы ремонтируем порядка 15 мостовых сооружений за год. В этом году их 12. Два больших моста — один через реку Топса, а другой — через реку Сора. Еще будет отремонтировано 5 водопропускных труб. Конечно, на наших трассах этих труб более 7 тысяч. И 5 труб в год — это очень мало. 

Экспериментальный ремонт дорог в Поморье

— Игорь Николаевич, давайте опять вернемся к ремонту дорог. На трассе Новодвинск-Холмогоры Вы отремонтировали дорогу по эксперименту, в чем он заключается, и если через год дорога выстоит, можно ли говорить, что вы продолжите ремонт таким методом? 

— На счёт года я бы и сомневаться не стал. Признаюсь честно, пять-шесть лет она должна простоять без особых проблем. Ситуация такая — вам ни один проектировщик не позволит уложить  асфальтопокрытие на цементо-бетон — это слишком разные материалы. Этот участок мы полностью отдавали в проектирование. Согласно решению, нужно разбирать полностью цементо-бетонное покрытие, утраивать новое основание и укладывать слои асфальто-бетона. Решили не сомневаться и класть асфальнопокрытие на цементо-бетон. Если не нарушать технологию, что самое важное, то я уверен, что 5-6 лет покрытие выдержит. И мы сможем продолжать дальше двигаться в таком же направлении. 

— О том, что дороги будем приводить в порядок говорил президент страны Владимир Путин в своем послании федеральному собранию. Есть и национальный проект «Безопасные и качественные дороги». В его рамках с 18-го по 24-й годы на дорожную сферу планируется потратить 11 триллионов рублей. В том числе на ремонт региональных и муниципальных дорог — 514 миллиардов. 

—  Деньги распределят между 40 субъектами с худшими дорогами, а это 57 процентов дорожных сетей. К 2024 году нужно отремонтировать около 40 тысяч километров дорог. 

— Мы попадём в число этих сорока регионов?

— Нормативное состояние нашей дорожной сети составляет 14,6 процента, и мы попали в список тех субъектов, которым необходимо обязательное финансирование. В настоящий момент мы имеем 1012 километров нормативного состояния дороги, соответственно, мы должны привести в порядок за 6 лет 2700 километров. 

— Это реально? 

— Реально. Мы сейчас разрабатываем сам график. Мы сейчас даем свои предложения в федеральный центр и просим немного растянуть сроки. На следующий год мы планируем около 200 километров привести в нормативное состояние. И с нарастающим темпом идти к 2024 году. 

Перейдут ли дороги региона в федеральную собственность?

— Ещё одна важная тема — передача дорог в федеральную собственность. Как тут обстоят дела, что уже передали, что в планах? 

— Да, это большая задача, которую поставил, в том числе, и губернатор Архангельской области. Мы плотно начали заниматься дорогой Архангельск — Каргополь — Вытегра. В прошлом году у нас были все документы, и мы очень надеялись, что с 1 января 2017 года уже передадим дорогу в федеральную собственность. Но в Москве возникли некоторые заминки, и по многим дорогам процесс был остановлен. Это произошло, потому что минтранс РФ решил все е эту работу систематизировать. Благодаря этому появился план развития федеральных дорог. Он подразумевает передачу почти 17,5 тысяч километров региональных дорог в федеральную собственность. Примерно 7-8 процентов от этих километров — это дороги Архангельской области. В первую очередь — это дорога Архангельск — Каргополь — Вытегра, которая станет частью маршрута Архангельск — Санкт-Петербург. На 2020 год обозначена передача направления   дороги, соединяющей Вологду с Сыктывкаром. 2023 год — это дорого Устьвага — Ядриха, соединение Сыктывкара с Архангельском. 2029 год — Брин Наволог — Онега. 

— Можно ли говорить о том, что с передачей в федеральную собственность, дорожные работы на этих участках пройдут в ускоренном темпе? 

— Да, конечно. С 2017 года федеральные трассы финансируются на 100 процентов по необходимому нормативу. Соответственно, изменения происходят достаточно быстро и оперативно. Объем работы немаленький. 

— Трассу М8, соединяющую Архангельск и Москву, признали одной из самых безопасных в России. В рейтинге дорога занимает третье место. Всего в списке — 22 федеральные трассы. При распределении мест учитывалось количество ДТП, число раненых и погибших в авариях, протяжённость автодорог, население городов, расположенных вблизи автотрасс. Самой безопасной в России признана трасса Р21 «Кола», а самой опасной Р217 «Кавказ» 

— Игорь Николаевич, а не за это ли «Архангельскавтодор» уже второй год подряд признан лучшим в России? Об этом было сказано в Москве на заседании Совета директоров Российской Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР». За какие заслуги вас отмечают?

— Большую часть своей жизни я был подрядчиком. Считал, что строительство дорог и их капитальный ремонт — это и есть самое главное. Сейчас, второй год работая директором Архангельскавтодор, я могу сказать, что строительство и капремонт — это только вершина айсберга. Ее можно всегда построить. Есть надежный фундамент — законодательная часть и финансирование. Ассоциация для этого и создана. Прежде всего, она занимается приведением в порядок и улучшением законодательной базы, касающейся дорожной отрасли. А так же происходит поиск новых источников и грамотное их расходование. Мы активное участие принимаем в этой ассоциации. Самый яркий момент прошлого года- это появление на сайте ассоциации РАДОР, благодаря инициативе Архангельскавтодор, электронной юридической площадки. На данный момент там зарегистрировано более 500 пользователей. Суть ее заключается в том, что различные специалисты в режиме онлайн могут спокойно общаться друг с другом по всей РФ, выявлять проблемные места в нашем законодательстве. 

— Игорь Николаевич, мы Вам желаем, чтобы все амбициозные планы, о которых Вы сегодня рассказывали, исполнились. 

— Игорь Николаевич, спасибо за беседу!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.