Общество
​Школа будущих инженеров: в Архангельской области создаётся Арктический детский технопарк

​Школа будущих инженеров: в Архангельской области создаётся Арктический детский технопарк

24.07.2018 14:15Журнал «Территория развития»
Образовательный проект имеет большое профориентационное значение. Стране и региону нужны квалифицированные инженерные кадры и программисты

Как показывает практика, воспитывать их можно с самых юных лет — дошкольного возраста. Робототехника — настолько увлекательное дело, что ребята сами признаются, что влюбились в эту дисциплину.

Первую зону будущего Арктического детского технопарка открыли в сентябре 2017 года в Северодвинске, городе с сильными инженерными традициями. Технозона разместилась в Центре юношеского научно-технического творчества (ЦЮНТТ) города корабелов. Она объединила новые лаборатории робототехники, 3D-моделирования, прототипирования, промышленного дизайна, биотехнологий и IT-пространство. Дети от шести лет и старше учатся азам программирования и сами создают умные машины: от небольших роботов из деталей Lego до моделей для управления экосистемами.

Стоит отметить, что в целом в ЦЮНТТ ежегодно занимаются более 1,5 тысячи детей от 5 до 18 лет по 26 дополнительным программам технической направленности. Здесь же реализуется масштабная программа инженерной профориентации, которая охватывает более 600 учащихся 7–11 классов.

В марте 2018‑го структура будущего детского технопарка расширилась. В Архангельске открылась его новая зона — центр по обучению школьников инженерной робототехнике. Базой для подготовки подрастающих передовых инженерных и IT-кадров стала городская гимназия № 24.

Специализированный центр создавался в рамках проекта «Промшкола». Его инициаторы — некоммерческое партнёрство «Красная Кузница», архангельская гимназия № 24 и Корпорация развития Архангельской области. С момента создания КРАО поддерживает научно-технические замыслы детей и молодёжи. Одна из задач корпорации вполне соответствует духу времени: любая удачная бизнес-идея может перерасти в коммерчески выгодный проект.

Юрий Гнедышев.Юрий Гнедышев.

— Гимназия № 24 у нас традиционно — лидер в сфере научно-технического творчества города и всей области. Одно из условий создания технозоны — тесное взаимодействие образовательного учреждения с предприятиями реального сектора экономики. И здесь этот тандем сложился, — рассказывает о налаженных связях заместитель министра образования и науки Поморья — начальник управления общего и дополнительного образования Юрий Гнедышев.

Директор гимназии Иван Белов говорит, что в создание центра было вложено более двух миллионов рублей. Инвесторами выступили «Красная Кузница», областное правительство и администрация Архангельска. Для реализации замысла пришлось не только закупать оборудование, но и реконструировать старое здание школьной пристройки, где и разместился инновационный центр.

Мальчишки и девчонки увлечённо занимаются в центре. Для школьников здесь настоящее IT-раздолье — lego-робототехника, 3D-моделирование и другие ценные занятия. На церемонии открытия дети увлечённо объясняли представителям областной и городской власти, насколько интересно программировать роботов.

— В данном алгоритме, когда он видит какие‑то изменения, начинает менять направление движения. Можно сделать, чтобы он, например, передавал свои координаты, сигнал, — рассказала главе города Игорю Годзишу о своём роботе девятиклассница Юлия Абрамовская.

Денис Копосов.

Денис Копосов.

— Мы занимаемся с пятого класса. За это время мы влюбились в робототехнику. Очень интересно создавать что‑то новое, добиваться целей, совершенствовать модель. Вот через пару лет этого робота модернизируют, и он станет в два раза лучше, сможет выполнять больше действий. А сейчас у него задача — датчиком касания дотрагиваться до каждого колеса, которые лежат в основании, — со знанием дела говорят шестиклассницы Милана Визжачая и Александра Гулина о своём дельта-роботе.
Любовь к технике и программированию детям прививает учитель информатики Денис Копосов, поработавший в прошлом и в инженерной профессии. Денис Геннадьевич трудится в 24‑й гимназии с 2006 года. За это время образовательное учреждение получило хорошую материальную базу для занятий робототехникой.

Впрочем, техническая обеспеченность — это только часть дела. Раньше не хватало учебно-методических материалов, пришлось решать проблему самому. В 2010 году по просьбе выпускающего учебники информатики издательства «Бином» архангельский педагог разработал первый практикум для 5–6 классов. Пособие вышло в 2012 году и неоднократно переиздавалось.

По словам Дениса Копосова, успехов в работе с детьми удалось добиться с помощью использования широкого арсенала оборудования и техники на уроках информатики. «Начинается урок, достаём роботов, контроллеры, моделируем», — объясняет учитель способ мотивировки детей. О том, насколько заинтересованы ученики 24‑й гимназии, говорит и такой факт: здесь есть ребята, которые готовы заниматься робототехникой по 54 часа в неделю.

Ещё один важный аспект, на взгляд Дениса Копосова, острая необходимость знаний и навыков экономики и проектного управления у педагогов. Этого компонента в текущих экономических условиях не хватает.

— Нас поддерживают, потому что видят — есть результат. С 2014 года после нашей гимназии абитуриенты массово идут в САФУ на IT, робототехнику и инженерные направления. Многие поступают в Санкт-петербургский политех, — говорит учитель-энтузиаст.

Вузы тоже отмечают высокий уровень профильной подготовки абитуриентов 24‑й гимназии.

— Мы достаточно слаженно отработали по запуску этой площадки. Теперь наша роль заключается в том, чтобы привлечь максимальное количество детей, которые начнут здесь заниматься в удобное для гимназии время. Это будут возмездные услуги. Мы также планируем создать организацию под этот центр для того, чтобы со второй половины года привлекать грантовое финансирование для дальнейшего оснащения этой площадки, — поясняет замдиректора КРАО Ольга Горелова.

Один из партнёров проекта — компания ООО «Вальма», входящая в НП «Красная Кузница». Предприятие уже имело опыт сотрудничества с КРАО по проекту экзоскелета, предназначенного для людей с нарушением двигательных функций ног. Сейчас предприятие изготавливает металлические детали для эксклюзивной конструкции «архбот».

— Это наш архангельский продукт. Сначала Денис Геннадьевич Копосов подготовил методику преподавания. Эту методику мы подкрепили технически, подготовили алюминиевую конструкцию. Обычно все комплектующие закупают в Китае, а уже потом начинают думать, как всё это преподавать. У нас — иначе. В результате, получилось значительно дешевле, чем у конкурентов. При этом, если каких‑то деталей в конструкции не хватает, можно допечатать на 3D-принтере, — поясняет замдиректора ООО «Вальма» Павел Юницын.

По словам Дениса Копосова, методику всегда нужно создавать параллельным курсом с оборудованием. К слову, разрабатываемые архангельским педагогом методики становятся пособиями, рекомендуемыми к использованию в школах по всей России.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.