В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
Евгения Блискавка — о том, как обучить детей финансовой грамотности

Евгения Блискавка — о том, как обучить детей финансовой грамотности

15.05.2018 16:35Алексей ШЕМЯКИН
Гость программы «13 этаж» — директор национального центра финансовой грамотности, координатор всероссийской недели финансовой грамотности для детей и подростков, автор книг «Финансовое здоровье» и «Дети и деньги» Евгения Блискавка.

— Евгения, здравствуйте. 

— Здравствуйте. 

— Скажите, правильно ли я делаю, когда даю ребёнку деньги, но не рассказываю, как их потратить? 

— Не совсем. Вы большой молодец, что даёте на карманные расходы. Потому что нет денег — нет обучения, да? Это первое условие для воспитания здоровых финансовых привычек — сам факт наличия денег у детей. То, что Вы не обсуждаете, как ими можно распоряжаться, не вовлекаете в  полезные эксперименты, которые могли бы показать, как относиться к деньгам — это не очень хорошо. Это обязательно нужно делать, потому что именно такие вещи становятся потом основой финансового благополучия наших детей.

— А все ли родители сами умеют распоряжаться своими деньгами? 

— Конечно же нет. Вы правы. Личный пример здесь — это половина успеха, если не больше. Дети смотрят на нас, видят, как мы распоряжаемся личным бюджетом, получается ли у нас сберегать деньги, насколько мы поддаёмся импульсивным покупкам. Поэтому, прежде всего, стоит начинать с себя. Посмотреть на те зоны, которые «проседают». По статистике исследования, которое проводило министерство финансов, самая уязвимая зона — планирование бюджета. Практически никто его не ведёт на бумаге или в специальных программах. Все надеются на голову. Но голова, в этом деле, вещь не очень надёжная. Попробуйте восстановить по памяти все траты за последнюю неделю. Не очень реалистично. 

— А как нужно делать? Приходить из магазина, смотреть чек и все расписывать? 

— Способов сейчас много. Кому как удобнее. Хорошо, если будете делать это заранее. Например, захотелось купить шоколадку. Перед этим вы достаёте телефон/блокнот и записываете туда цену и товар. Это помогает повышать осознанность покупок. Как только Вы начнёте это записывать, включится рациональное обдумывание резонности данной покупки. Собственно, дети делают то же самое. Вы заводите с ними блокнот, куда будете в дальнейшем всё это записывать. Вы на старте с ними обсуждаете какие-то условия: на что можно тратить, а на что нельзя. Чтобы дальше поддерживать интерес, нужно проводить, так называемые, семейные советы, на которых ребеёнок будет Вам рассказывать, сколько денег получил, куда и на что потратил. Далее Вы с ним обсуждаете, подводите итоги недели, выясняете, сколько в конце осталось денег, доволен ли ребенок результатом прожитой финансовой недели. Детям это очень нравится. Они чувствуют себя взрослыми. Вообще, финансовая грамотность — это больше практическая история. Не нужно садиться и читать экономику ребёнку на ночь вместо сказок. Это, как раз, больше про игру, совместное обсуждение, походы в магазин. Ещё детям очень нравится играть в шпионов. Можно разбирать вместе с ребёнком маркетинговые уловки, а потом ходить и «ловить» разные магазины на этом. Дети учатся замечать эти манипуляции. В будущем это может уберечь их от импульсивных покупок. 

— Расскажите мне, пожалуйста: вот я даю ребёнку рубль, образно говоря, должен ли я расписывать, что ему нужно купить на этот рубль? Или я должен ему доверить, а после уже спросить? 

— Вы должны доверить. Это самое важное условие. Ребёнок должен сам совершать свои маленькие, пока что безопасные финансовые ошибки. Это опыт, который лучше пережить в детстве. Важно не ругать. Если ребёнок потратил деньги -его право. Вы можете честно обсудить с ним, как бы Вы поступили на его месте. Например, сказать - я считаю, что лучше двигаться к цели, а конфеты все за раз можно съесть и ничего не останется, а ты бы мог купить то, о чём уже долго мечтаешь. Так дети всё это запоминают. Чем больше визуализации, тем интереснее будет ребёнку. 

— То есть ни в коем случае не ругать, да?

— Да, это очень важно. Многие родители считают, что если они занялись таким серьёзным вопросом, как воспитание здоровых финансовых привычек, то нужно знания делать сразу абсолютными. Мол, ребёнок должен сразу вести себя идеальным образом и делать правильный выбор. Но так не бывает.

— Когда моей дочери было 17 лет, она уже сама работала и зарабатывала деньги. Как родителям относиться к этому? Некоторые говорят, мол, ты лучше отдохни летом, потому что потом опять будешь в школе уставать. 

— Очень знакомая история. Часто слышим возражения родителей по поводу работы своих детей. Что сейчас главная обязанность ребёнка — это учиться/заниматься спортом/набираться сил перед взрослой жизнью. Но если это инициатива самого ребёнка, нужно всячески её поддерживать. Ребёнок будет понимать цену деньгам. Что сейчас является довольно распространённой проблемой. Многие дети не понимают, почему прямо сейчас нельзя купить тот или иной предмет. Современные дети привыкли, что деньги из банкоматов появляются, причём просто так. Поэтому опыт первых работ очень важен. Это может простимулировать ответственнее относиться к учёбе, потому что знания пригодятся для работы. Конечно, цель не в том, чтобы мы, как родители сидели и отдыхали, пока наши дети работают. Нет. Цель в том, чтобы ребёнок соприкоснулся с этой стороной жизни, попробовал её, понял, что это ответственность, труд. 

— Есть такие дети, которые думают «зачем мне учиться, если родители могут оплатить учёбу, и дальше меня содержать». Есть такая сторона медали?

— Есть. Но тут, опять же, многое зависит от семьи, от ценностей. Если у ребёнка есть искренний интерес к учёбе, конечно Вы можете его поддержать. Например, сесть и объяснить, для чего нужны репетиторы и как это поможет в дальнейшем. Ребёнок будет ценить это. Если это Вы хотите, чтобы ребёнок сдал экзамен или поступил в этот университет, то это вопрос именно к Вам, как к родителю. Почему Вы вкладываете деньги в то, чего ребёнку совсем не хочется? Может быть, его спросить о том, чего бы ему хотелось? И тогда поддерживать то направление, в котором он хочет развиваться. 

— То есть, в основе финансовой грамотности лежит та же самая психология? 

— Не только. Здесь очень много аспектов, связанных с безопасностью в современном мире. Дети ходят в школу с карманными деньгами, у некоторых есть банковские карты. Необходимо объяснять ребенку опасность различных манипуляций, рассказывать о возможных уловках мошенников, которые могут им встретиться в социальных сетях, например. 

 — Евгения, что бы Вы прежде всего посоветовали родителям? 

— Начинать с себя. Прежде всего, выяснить, как обстоят дела в отношениях с деньгами у меня. Посмотреть уязвимые места. И эта зона для пристального внимания и для ребёнка. Второе, о чёем стоит подумать — это доверие своему ребёнку. Нужно понять, доверяю ли я ему на самом деле? Верю ли я в его желания? Готов ли я их искренне поддерживать и разделять? И третье — открытый диалог внутри семьи. Не бояться привлекать ребёнка к финансовой стороне жизни. Например, объяснять, что такое квитанции, сколько денег будет потрачено на отпуск. Из этих моментов и формируется ощущение «а сколько в семье денег», и что семья может себе позволить. 

— Евгения, я благодарю Вас, что нашли время и пришли к нам в студию. Спасибо, что это время вы провели с нами. До встречи на 13-м этаже.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.