Но беда не обошла Архангельск. Недавно в областном центре горел ТЦ «Фокус», предварительная версия пожара — неисправность электросетей. Стало известно, что торговый центр в последнее время не проверяли. 

Мало кто обратил внимание на проверку пожарных гидрантов. Эти устройства предназначены для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой. 

Отсутствие или нехватка воды во время пожара могут обернуться трагедией. И от состояния водоисточников во многом зависит исход тушения возгорания. 

В соответствии с Правилами противопожарного режима, гидранты должны быть исправны, утеплены и очищены от снега и льда. 

Как выяснилось, только в Архангельске большая часть гидрантов находится в неудовлетворительном состоянии. Мы пообщались с пожарными-спасателями и выяснили, почему эта проблема с каждым годом усугубляется. 

Командир организации работ пожаротушения специализированного поисково-спасательного отряда Архангельской областной службы спасения Андрей Ананьин.

— Расскажите, что за комплексные проверки вы проводили в части пожарной безопасности?

— Мы каждый год проверяем объекты, где возможны массовые скопления людей. В свете последних трагических событий в Кемерово эти проверки участились. Но мы не Госпожнадзор и не можем указывать владельцам торговых центров на какие-то недостатки. 

— А гидранты проверяли?

— На нас возложена обязанность проверять гидранты и доступ к водоёмам. Как показывает практика, многие устройства в Архангельске находятся в неудовлетворительном состоянии. Взять хотя бы участок от Воскресенской до третьего Лесозавода, там у нас 470 гидрантов, из них 50 процентов неисправны.

— Кто несёт ответственность за их содержание?

—  Сегодня в Архангельске эти полномочия во основной своей массе делегировали «Водоканалу». Раньше проблемой содержания и проверкой гидрантов занималась пожарная охрана, находящаяся в системе МВД. Два раза в год они ездили, откачивали воду,  чтобы она в этих стояках не замерзала. Ведь основная проблема — это то, что ливневые воды у нас высокие, зимой гидранты замерзают. Пожарным приходится тратить время, чтобы их сначала выкопать из-под снега, а затем отогреть. 

 — Вы вместе с «Водоканалом» выезжали на проверки?

— Так как сами мы не имеем права осматривать чужую собственность, то в проверках участвуем вместе с сотрудниками «Водоканала».

— Почему так много гидрантов в Архангельске в плачевном состоянии?

—  Этот вопрос все-таки не к нам, а к тем, кто их содержит. Но представьте себе такую ситуацию: приезжают спасатели, запас воды у каждой машины на 10-12 минут тушения. Затем по нормативу они за минуту должны подключить оборудование к гидранту и продолжить тушить. А получается, что двадцать минут они тратят на то, чтобы этот гидрант откопать и его отогреть. 

— Поясните подробней,  что происходит, если гидрант не работает?

—  Эти 10-12 минут бесперебойной подачи воды дают возможность создать «коридор безопасности», по которому идут наши пожарные, каждая секунда в такой момент дорога. И, если вода заканчивается, то мы подвергаем смертельному риску самих спасателей и людей, которые находятся в опасности. Ну и время тушения пожара значительно увеличивается.

— Вы как-то пытались обозначить эту проблему перед контролирующими органами?

— Докладываем во все инстанции, и очень хотим, чтобы эта проблема решилась.

«Говорить, что гидранты не работают — некорректно» 

За комментариями мы также обратились в областную прокуратуру и архангельский «Водоканал».

Юлия Бубновская, старший помощник прокурора области по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью:  

«Указанием Генпрокуратуры на территории Архангельской области проводятся проверки мест массового пребывания людей. Этим напрямую занимаются контролирующие органы МЧС. И все проверки проходят под нашим надзором. Мы их организуем, сами выезжаем на места, но предписания и административные материалы готовят контролирующие органы. По вопросам пожарных гидрантов отдельного указания на проверку от Генпрокуратуры не было, но в рамках комплексных проверок их тоже могут осматривать». 

Сергей Пономарёв, помощник директора МУП «Водоканал»: 

«Наши проверки не связаны с последними трагическими событиями, работа по ремонту и осмотру гидрантов ведётся регулярно по графику. Работаем с пожарной инспекцией и МЧС. У нас есть перечень объектов, которые нужно осмотреть. В настоящее время на балансе числится более 1200 пожарных гидрантов, по предписанию 26 из них признаны нерабочими. Нарушения мы должны устранить этой весной. Но говорить, что гидранты не работают, что вода из них не льётся — некорректно, работы ведутся, проблемы устраняются». 

Доступ к воде закрыт

Ситуацию в ответ прокомментировал начальник службы пожаротушения ЦУКС Главного управления МЧС России по Архангельской области Дмитрий Охрименко:

«В настоящее время на территории муниципального образования город Архангельск для целей пожаротушения имеются 1665 пожарных гидрантов, 619 пожарных водоёмов и 81 пожарный пирс. В неисправном состоянии 391 гидрант, 253 водоёма и 67 пирсов. К сожалению, такая статистика связана с тем, что собственники не могут, а, может, не хотят привести противопожарное водоснабжение в исправное состояние. Что касается гидрантов — не соблюдается график совместных проверок, организованных „Водоканалом“. Неясно, сколько гидрантов нуждаются в ремонте, потому что их никто не обследовал. Но на практике ясно, что практически каждый гидрант в зимнее время неисправен. Их не чистят, не следят за откачкой воды, которая зимой замерзает. Пожарным — спасателям при выезде на пожары приходится самостоятельно приводить гидранты в рабочее состояние.

Сегодня „Водоканал“ занимается ремонтом гидрантов только, если у его бригад есть свободное время, и если нет аварий на сетях. Мы выходили с предложением выделить отдельные бригады только для проверок и ремонта гидрантов, но вопрос не решается.

Ещё хуже дела обстоят с пожарными водоёмами. Раньше муниципальные образования выделяли средства на их ремонт и содержание, но теперь этих денег город не даёт. Важно понимать, что из-за недоступности пожарных водоёмов прежде всего страдает деревянная застройка. Это практически вся периферия — Маймаксанский, Северный, Исакогорский округа. Спасатели иногда просто не могут подъехать к водоёмам, нет доступа.

Такая ситуация приводит к тому, что при возникновении пожара тратится гораздо больше времени, сил и средств на его тушение. Казалось бы, в пожарной цистерне вода вывозится, но её хватает на 10 минут для тушения небольших возгораний. Пока спасатели ищут доступ к воде, пожар стремительно развивается, увеличивается в размерах. Ущерб от него в разы возрастает. Ну и, конечно, значительной опасности подвержены сами пожарные и люди, которых они спасают.

На комиссиях по КЧС мы неоднократно формулировали свои предложения, но проблема так и не решается».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.