Житель Коряжмы доверился аферистам и потерял 2,4 миллиона рублей
1/11
Общество
«Нет острова», но есть общие смыслы: в Архангельске открылась русско-норвежская выставка

«Нет острова», но есть общие смыслы: в Архангельске открылась русско-норвежская выставка

08.04.2018 10:10Мария АТРОЩЕНКО
Экспозиция «Нет острова» открылась в Выставочном зале Союза художников 6 апреля в рамках русско-норвежского проекта «Путешественники во времени».

Название выставки не очевидно полемизирует со стихотворением Джона Донна «Человек — не остров» 1624 года. Объекты, собранные на ней, посвящены взаимоотношениям человека и материала с окружающей средой. 

— Такие проекты как раз и показывают, что нет между нами разницы, нет границ, — сказал на открытии зампредседателя регионального Союза художников Александр Сверчков. — Наши взаимопонимание и, я бы даже сказал — любовь, они искренние. И никакого языкового барьера вообще не существует: нам не надо слов, чтобы понять друг друга.

Кураторы проекта — Камилла Сайетс Матисен и Сигрид Хёйфорслет Бьорбак. В прошлом году они открывали в архангельском музее ИЗО выставку «Я создаю, я путешествую налегке», посвящённую современному декоративно-прикладному искусству. Отчасти ему же посвящена и нынешняя экспозиция. Представить проект в Архангельск приехала Камилла Сайетс Матисен. 

Камилла Сайетс Матисен.Камилла Сайетс Матисен.

Она рассказала, что проект «Путешественники во времени» зародился в 2016 году и подчеркнула, что в Норвегии декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью современного. А само название проекта отсылает к тому, что его участники находят старым материалам и техникам новое увлекательное применение.

Примечательно, что специально к открытию экспозиции в Выставочном зале сделали своеобразную перепланировку: ушли от традиционной галерейной расстановки, сделав шаг к чисто европейскому формату — открытому пространству, чтобы к каждому экспонату можно было подойти вплотную, обойти по кругу и порой — даже пощупать.

Пощупать прежде всего — объекты интерактивной инсталляции Мари Нурдал — три мягких нечто, гибрида облачка с мумми-троллем, расположенных на меховых розовых пьедесталах. Эти мягкие объекты, по задумке Мари, следует рассматривать, как вещи или игрушки, как сущности или ничто. Рядом с двумя пушистыми постаментами поставлены зеркала, чтобы гость выставки, держа в руках мягкие скульптуры, задавался вопросом: а есть ли у них личность? «Видит ли оно то же, что и ты?», «Чувствуете ли вы, что чувствуете?» — эти главные вопросы одновременно являются названиями композиций.

Мари Нурдал.Мари Нурдал.

— Я хотела дать зрителям возможность повзаимодействовать с моей работой, — рассказала Мари Нурдал, — потрогать её, задать себе какие-то вопросы и ступить на некую почву неуверенности — когда не знаешь, что перед тобой. Мне хотелось проанализировать, как люди отнесутся к моей работе, а ещё — повеселиться! А зеркала — для того, чтобы сам зритель мог увидеть, как он взаимодействует с моей работой. А тот объект, у которого нет зеркала, достаточно большой — его можно ощутить практически всем телом.

Что касается самой художницы, для неё её мягкие скульптуры — создания со своей личностью и мыслями.

Серия объектов из необожжённой глины Яна Эгиля Финне.Серия объектов из необожжённой глины Яна Эгиля Финне.

А норвежского художника из Бергена Яна Эгиля Финне на создание серии объектов из необожжённой глины вдохновила сказка о принцессе, которую никто не мог заставить замолчать. Именно такие с виду совершенные безделицы помогли герою сказки — младшему из трёх братьев — заставить принцессу, склонную к сквернословию, замолчать, жениться на ней и получить полкоролевства в придачу. Посыл очевиден: красоту, пользу и смысл можно найти даже в самой непритязательной вещице.

Один из самых трогательных экспонатов выставки — композиция «Потерянные» самой Камиллы Сайетс Матисен. Трое фарфоровых человечков, сжавшись в позах эмбриона, ютятся на песке под стеклянным куполом. Но, оказывается, это история не об одиночестве, а о подсознании и снах. Камилла отмечает, что при всей интимности снов их характер универсален для людей по всему миру.

В центре зала — ажурная инсталляция «Каркас», оклеенная архангельскими газетами. Автор этого объекта Мартин Волл Гудал размышляет о могущественном, важном, но в то же время хаотичном и хрупком материале. Не только о газетной бумаге, но и о правде, и о силе слова. Поэтому очень важно, что арт-объект отбрасывает тень: медиа, по мнению художника, не бывают нейтральными, и порой сложно сказать, чью правду они отражают.

Из десяти художников, принявших участие в проекте, трое — архангелогородцы — Константин Байдаков, Юрий Ходий и Екатерина Ярунова.

Константин Байдаков.Константин Байдаков.

— Был интересен сам опыт общения и взаимодействия с художниками из Норвегии, — сказал Константин Байдаков. — Когда разные художники создают общее высказывание, создаётся какое-то новое пространство, в котором возникают новые смыслы. Когда ты находишься внутри этого, всё пропитано жизнью.

Екатерина Ярунова.Екатерина Ярунова.

Екатерина Ярунова представила на выставки свои работы из серии «Дневник малой реки». Река в них — на полотнах, ниспадающих с потолка, а дневники — фрагменты стихотворений из личных записей Екатерины — рядом, на стенах.

— Мне хотелось сделать медитативную выставку, и очень здорово, что полотна шевелятся, — сказала художница. — Потому что акварели всегда за стеклом — всегда есть барьер между зрителем и предметом искусства, а тут выставка, которую буквально можно пощупать. 

Художница неслучайно взяла отрывки незаконченных стихов.

— Хотелось подчеркнуть абстрактность и фрагментарность бытия, — пояснила Екатерина. — Нужно было не что-то готовое, красивое, а незаконченное, но искреннее. Пришлось пойти на небольшое откровение, хоть я и смущалась. А что? Художникам всегда приходится открывать самое сокровенное.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.