Общество
Архангельская Добролюбовка подготовила зрителей к Международному дню театра
1/16

Архангельская Добролюбовка подготовила зрителей к Международному дню театра

27.03.2018 16:03Мария АТРОЩЕНКО
Акция Forever young собрала в областной библиотеке имени Добролюбова огромное количество молодёжи. Если все они — зрители, то, что ж, — двойные поздравления театрам Архангельска!

— Как иногда говорит Виктор Петрович Панов, чтобы говорить со зрителем на одном языке, зритель должен быть подготовленным, — сказала главный библиотекарь отдела литературы по искусству Марина Антипина. — Вот для этого мы и организовали сегодня эту акцию.

Имя маэстро Виктора Панова прозвучало не случайно: практически вся акция была посвящена или буквально Архангельскому молодёжному театру или театру молодых и для молодёжи.

Накануне Всемирного дня театра, 26 марта, в библиотеке открылись четыре выставки. С ремеслом театрального художника участников акции познакомила экспозиция «Господин оформитель» в малом выставочном зале второго этажа библиотеки. Впервые Молодёжный театр представил на всеощее обозрение эскизы сценографии и костюмов к своим спектаклям — «Вальпургиевой ночи», «Вию», «Путями Каина», «России молодой», «Снегурушке», «Попытке к бегству», «Тёмным аллеям », «Публике смотреть воспрещается», «Деревянным коням» и «Курску».

Евгений Шкаев: «Художники напридумывают, а делать — нам!».Евгений Шкаев: «Художники напридумывают, а делать — нам!».

Роль экскурсовода блестяще исполнил великолепный рассказчик — актёр и завпостановочной частью Молодёжного театра Евгений Шкаев. 

— Моя задача — по возможности умерить аппетиты художников, — рассказал Шкаев, — потому что художники хотят всего очень много и дорого. Наша задача — их немножечко прищемить. Но чтобы не пострадало качество спектакля.

Сценография, по словам Евгения Шкаева, — отдельный вид искусства. И на высокое звание претендует нисколько не меньше, чем станковая живопись или графика. Тем более, что оформлением спектаклей занимались многие большие художники — например, Леон Бакст, Василий Кандинский или даже Илья Глазунов.

Станковой живописью занимается и петербургский художник Ирина Бируля, с которой Молодёжному театру не раз доводилось поработать.

— Ирина Михайловна — человек очень талантливый, — рассказал Шкаев. — Если нужно, она сделает современную сценографию. Если скажешь ей: «У нас мало денег, нам бы подешевше», она скажет: «Без проблем, сейчас слепим».

Евгений Шкаев на выставке «Господин оформитель».Евгений Шкаев на выставке «Господин оформитель».

Так, в «Деревянных конях» ей, по словам рассказчика, удалось подняться над бытом и стереотипным восприятием Абрамова: художник придумала три дороги — как три жизненных пути, по которым идут главные персонажи. А ещё всё гениальное — просто: хотя Виктор Панов, ставя «Курск», хотел сначала водрузить на сцену подводную лодку с дырой в боку, Ирина Бируля придумала огромные, во всю стену, жалюзи, перекладины которых были выкрашены в белый и чёрный цвета. И не прогадала — смена белых и чёрных полос подчеркнула то, как катастрофа перечеркнула жизни членов экипажа.

Хотя порой идеи художников могут ставить завпоста в тупик. Например, художница спектакля «Снегурушка» Софья Тюремнова замыслила: в какой-то момент сказки металлические ёлки должны ломаться.

— Придумать придумала, а делать-то нам, — рассказал Евгений Шкаев. — Я подключил людей умных, стали думать. Кучу пружин попробовали: одни не держали, другие слишком тугие были, — и в конце концов, методом проб и ошибок нашли пружины от старых «Жигулей». И ёлки погнулись — получилось.

А вообще на хорошую сценографию, сказал Евгений Шкаев, можно смотреть, как на арт-объект. И пошутил: «Даже актёры не нужны».

Слева направо: Марина Антипина, Екатерина Чащина, Наталья Малевинская.Слева направо: Марина Антипина, Екатерина Чащина, Наталья Малевинская.

Этим же вечером в галерее второго этажа библиотеки открылась выставка театрального фотографа и сотрудника отдела литературы по искусству Добролюбовки Екатерины Чащиной «Первый ряд». Фотографы, снимающие спектакли, рассказывают, что видят происходящее на сцене как бы опосредовано, зато работы Катерины ещё как могут раскрыть людям глаза на современный театр.

— На камерной сцене всё очень близко, — отметила фотограф, — можно рассмотреть все эмоции. Поэтому, наверное, я по большей части снимаю в театре портреты.

Уже четыре года девушка сотрудничает с Молодёжным театром. И, по словам актрисы театра Натальи Малевинской, проявляет не только профессионализм, но и чуткость, необходимую при вмешательстве в «сложные драматические трюки».

Также в библиотеке заработали фотовыставка Дарии Виноградовой, героями которой стали студенты театрального отделения Архангельского колледжа культуры и искусства, и экспозиция причудливых масок ручной работы, созданных на мастер-классах художника Николая Дмитрука.

Максим Соколов.Максим Соколов.

Завершил акцию разговор с режиссёром Максимом Соколовым, который сейчас ставит «Братьев Карамазовых» в Молодёжном театре. Вот совпадение: режиссёр пришёл в Добролюбовку в футболке с надписью: «Бурная молодость».

Разговор о том, каким должен быть спектакль для подростков и молодёжи, задался не до конца. Уж больно тема зыбкая, слишком много вопросов. Может ли молодёжный спектакль поставить немолодой режиссёр? А, может, для этого нужно быть молодым лишь душой? А можно ли взрослую, «скучную», пьесу поставить «молодёжно»? И самое главное, как это — молодёжно?

— Современные подростки ищут новую реальность, — сказал Максим Соколов, — их привлекает магический реализм. Он затягивает сильнее, чем документальность.

Хотя новые герои для подростков, по словам режиссёра, появляются и в реальности: например, мальчик из Бундестага или выпускница из Адыгеи, которая обвинила одноклассницу в получении «золотой» медали «по блату». Подростки, предположил Соколов, могут поверить такой теме — дети поступают разумно, а взрослые вносят хаос в жизнь.

Все выставки, открывшиеся в рамках акции, будут работать до 30 апреля.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.