В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Общество
Антон Долин: «Я сам — дилетант»

Антон Долин: «Я сам — дилетант»

24.03.2018 17:09Анна РЕЗАНОВА
Героем очередного выпуска программы «13 этаж» стал ведущий российский кинокритик, журналист и главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин.

— Антон, здравствуйте. Знаю, в Архангельске вы впервые. Поделитесь впечатлениями.

— Понравилось. Я вообще очень неравнодушен к Русскому Северу. Я не был в Архангельске, но ещё со школы бывал в Вологде, Кириллово. Мне очень нравится Новгород, Псков. Особенно — здешняя церковная архитектура, где иконопись совершенно особенная. Я рад, что взял очередной рубеж, добравшись до Архангельска. Я увидел его весьма поверхностно, но, уверен, что здесь прекрасное музейное собрание. Также мне понравилась набережная, деревянная архитектура. Чувствую, что это город, в котором я мог бы провести гораздо больше времени.

— Вы уже третий гость в Архангельске в рамках проекта «Открытая библиотека». Буквально недавно к нам приезжал режиссёр Александра Сакуров. Он как раз говорил о том, насколько важно развивать именно региональный кинематограф. Расскажите, насколько вы отслеживаете региональный «продукт» и может ли он казаться жизнеспособным?

— Жизнеспособность — странная штука. Сегодня жизнь может быть в прокате, в Интернете, на других носителях. Жизнь очень разная. Мне кажется, человек, который делает кино, занимаемся искусством, не должен думать о жизнеспособности. Он должен думать о том, как создать то, что ему важно. Региональное кино специально не должно отличаться от не регионального. Есть люди, которые отбирают региональное кино, которые следят за ним. Я не такой. Я критик, освещающий интересные фильмы, которые возникают в информационном поле. Те фильмы, о которых моей довольно большой аудитории будет любопытно узнать. Как только появится региональное кино, которое заслуживает такого широкого внимания, я буду рад о нём и написать, и рассказать. Но специально рыскать по регионам в поисках молодых талантов должны отборщики фестивалей. У меня, к сожалению, нет на это ни времени, ни возможности.

— А как создать в регионе такой стоящий продукт? Что для этого нужно?

— Во-первых, забыть о том, что вы в регионе. Это не имеет никакого значения. Во-вторых, если вы хотите создать фильм, то подумайте, поговорите с друзьями и напишите список на бумажке, что вам необходимо для этого. Не записывайте никакую сумму денег. На самом деле, вы можете работать бесплатно. Многие начинали именно с бесплатных фильмов. В списке указываете количество актёров, необходимую аппаратуру, оператора и тех людей, которые будут помогать в съёмке, монтаже и так далее. Посмотрев на этот список, вы поймёте, что он не такой уж и большой. Дальше вы начинаете поиск людей. И начинаете работать.

— Антон, сегодня вы представили свою книгу «Оттенки русского» — это своего рода «срез» отечественного кинематографа. Скажите, эта книга предназначена больше для профессионалов или для широкого круга читателей?

— Надеюсь, что я свои даже самые специализированные тексты не пишу для профессионалов. Для них пусть пишут другие профессионалы. Я сам — дилетант, никогда не учился критике и кино. Я, конечно, пишу для широкой аудитории. Надеюсь, мне это не мешает в каких-то ситуациях говорить новые вещи, не оставаться на поле банальностей. Но стиль тех текстов, которые я пишу и публикую, достаточно доступен для всех.

— Давайте сейчас поговорим о новинках отечественного кино. К примеру, фильмы «Лёд» и «Движение вверх» буквально побили все рекорды за первые дни проката. Скажите, какие есть показатели успешности картины, кроме количества зрителей?

— Ничего важнее количества зрителей нет вообще. Даже «Оскар» или золотые ветки. Эти награды нужны для тех режиссёров, которые не могут соревноваться за сердца зрителей с другими проектами. Так устроено равновесие в мире кино. Призы и фестивали немного компенсируют недобранное количество зрителей и помогают авторскому кино. Это совершенно нормально. Но все хотят, чтоб было как можно больше зрителей.

— Но всё же хорошее кино измеряется количеством зрителей?

— Нет, конечно. Хорошее кино измеряется огромным количеством совершенно разных факторов. Во-первых, это всё индивидуально. Что хорошо одному, плохо другому. Во-вторых, количество зрителей, призы на фестивалях, рейтинги, «Оскар» — это всё дополнительные аргументы для тех, кто будет говорить, что этот фильм хорош.

— Некоторые люди видят в последних отечественных фильмах явный госзаказ. Скажите, государственное финансирование вновь появляется в нашем кинематографе? Насколько оно влияет на качество картины?

— Государственное финансирование есть давно. Оно помогает нашему кино развиваться. Это очевидно. Заказ неявный. Всегда можно сделать вид, что ты немного туповат и не понял, чего от тебя хотели, а сам снял про другое. Все умные люди этим пользуются. А те, кто следуют этому неясному заказу, делают сами свой выбор. Никто их не заставляет.

— Скажите, а какие отечественные новинки вас впечатлили за последнее время?

— «Движение вверх» — последний коммерческий фильм, который произвёл на меня очень хорошее впечатление. Что касается авторского кино, то это «Война Анны» и «Довлатов». Не знаю, можно ли к русским фильмам отнести «Профиль» Бекмамбетова. Это фильм, снятый в Англии. Но режиссёр-то русский. Это замечательная картина, коммерческая и авторская одновременно. Что в очередной раз нам показывает, что это не противоположности.

— Сейчас, в праздничные дни, мы все пересматривали наши старые комедии. Они все ещё живы спустя 50 лет. Есть ли что-то такое сейчас, что будет смотреться успешно через те же полвека?

— Очень трудно ответить на этот вопрос. Но я уверен, что самая долгая жизнь у авторского кино, а не у коммерческого. Мы все смотрим советские комедии, потому что они знакомы нам с детства. Покажите их своему ребенку, и с высокой вероятностью реакция будет не такой восторженной. Авторское кино живёт гораздо дольше, чем коммерческое. Если мы сейчас посмотрим боевики 1960-х, то они нам покажутся недостаточно динамичными. А вот фильмы Феллини, Бергмана, снятые ещё раньше, смотрятся прекрасно и сегодня, ничего с ними не будет. Поэтому отвечая на ваш вопрос, я уверен, что фильмы Звягинцева будут смотреть и через полвека.

— В моём детстве не было возможности посмотреть какие-то новинки кино в Интернете, и даже кассеты иногда было трудно достать. Я помню, как мы всей семьей ждали у телевизора, когда начнётся показ «Один дома» с Маколеем Калкиным. Скажите, а показа какой картины в детстве вы ждали с большим нетерпением?

— Я в детстве совершенно не был ребёнком-киноманом. С удовольствием смотрел мультфильмы. Вырос очень быстро и уже моим любимым фильмом стал «Служили два товарища». Или очень любил фильмы Марка Захарова. Но, честно говоря, моё мир в детском и подростковом возрасте формировался не фильмами, а книгами. Любовь к фильмам пришла уже потом.

— А в кино вы ходили?

— Конечно. Я за то, чтобы смотреть фильмы в кино. Это мой главный тезис.

— А как это было? Вы сегодня рассказывали, что пошли с дедом впервые.

— Может и не впервые, я не очень помню. Не отложился в памяти мой первый поход в кино. Оба фильма, на которые меня водил дед, очень запомнились, потому что понравились. В «Сказка странствий» музыка Шнитке, и, вообще этот серьёзный тон приключенческого фильма впечатлил. А «Спартак» — это невероятная история. Был очень разочарован, взяв почитать этот роман. Ничего общего с фильмом нет.

— И последний вопрос. Скажите, что смотрят ваши дети? Нужно ли делать из ребёнка в наше время киноэстета?

— Не нужно не из кого ничего делать насильственно. Тем более, киноэстета. Мой младший восьмилетний сын не очень любит кино. Он читает книги, играет в компьютерные игры, любит музыку. Он очень быстро теряет интерес к фильму, если он его не захватывает. Последнее, что ему очень понравилось — это две серии «Семейки Адамс». Старший, пятнадцатилетний, наоборот, очень любит кино. Он смотрит сериалы, детские и взрослые фильмы. Я «подсадил» его на то, чтобы смотреть и старое, и экспериментальное, и абсолютно коммерческое кино. Как и я, он старается не делать между ними различий, а просто отличать талантливое от бездарного. Главное — не показать набор обязательных фильмов, в воспитать вкус, стараясь показывать как можно лучшие фильмы и объясняя, почему эти фильмы хороши.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.