На ней киноманы и просто думающие люди многое почерпнули: записали на полях пару названий фильмов, которые стоит посмотреть уже сейчас и в будущем сезоне премьер, чуть больше узнали о том, как вообще устроена кинокритика и работа «Фонда кино», влияют ли рейтинги «Кинопоиска» и Rotten Tomatoes на сборы фильма и услышали пару экспресс-рецензий из уст эксперта.

Антон Долин и Николай Солодников на сцене Камерного зала Поморской филармонии.Антон Долин и Николай Солодников на сцене Камерного зала Поморской филармонии.

Драгоценный человек

Но начался диалог с Долиным с вопроса куратора проекта «Открытая библиотека» Николая Солодникова о том, каким Олег Табаков останется в истории русского искусство. Что вполне понятно: печальная новость об уходе из жизни любимого актёра миллионов, а вместе с ней и редакционные задания, застали кинокритика в Архангельске.

После Табакова, по словам Долина, осталась карьера длинной в 60 лет, одинаково значительная на протяжении всего этих десятилетий. С ним, сказал кино-обозреватель, ушла не просто эпоха, а сразу несколько эпох.

— Олег Павлович был по-настоящему народным артистом, он всегда был там, где его хотел видеть народ, — сказал Долин. — Последними его работами в кино стали роли в двух полнометражных «Кухнях». Сначала мне это казалось обидным, а потом я подумал: это же абсолютно народная история.

Табаков, как отметил Антон Долин, — из числа таких исключительных артистов, репутацию которых не может подмочить даже самый ужасный фильм — даже «Тот ещё Карлсон» Сарика Андреасяна. В Голливуде такие — Роберт Де Ниро или Мэрил Стрип.

При этом, по словам критика, неслучайно, что одна из самых важных его ролей — Обломов в фильме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни…», который и тюфяк, и лишний человек, и в то же время — драгоценный человек.

Антон Долин отметил титанический вклад Табакова в развитие Московского художественного театра имени Чехова. 

— Когда он стал худруком, он сделал что-то невероятное, — заявил Долин. — Он проявил невероятную для человека старой формации и живого классика щедрость и широту представлений о том, что такое искусство. Не все знают и не все понимают, что самые эпатажные режиссёры, которых так часто обсуждают, — Кирилл Серебренников и Константин Богомолов — это ученики и протеже Табакова. Он позвал их в свой театр, рискнув своей репутацией. Не все, наверное, помнят, что на московскую сцену с подачи худрука Табакова в постановке режиссёра Серебренникова пришёл драматург Мартин МакДонах, чей фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» все смотрели в этом году. Благодаря чутью, щедрости, уму Табакова и таланту Серебренникова о нём узнали в России. И таких открытий было гигантское количество.

В ожидании «Лета» и свободы

Куратор «Открытой библиотеки» заговорил с гостем и о своеобразном ренессансе, который сейчас переживает российское жанровое кино. Антон Долин подтвердил: количество, действительно, начало переходить в качество. Но дело тут, по его словам, не в «порой аляповатых попытках минкульта помочь нашему кино за счёт не нашего», а в том, что западные прокатчики увидели: на российском кино можно заработать. Например, фильм «Лёд», который окупился уже в десять раз, прокатывает студия Disney, та же, что сделала «Последнего богатыря».

— Я больше всего рад, что как к предмету, который можно продать, стали относиться к российскому авторскому кино, — отметил кинокритик.

По его словам, это связано с тем, что на на Западе люди не отказываются смотреть «про грустное» из-за того, что «и так живётся нелегко»: драмы там рассматриваются, как развлечение иного рода, а «Анну Каренину» могут взять на пляж, как любой детектив. И вот такими «Аннами Карениными» как раз стали «Нелюбовь» Звягинцева и «Довлатов» Германа-младшего.

Антон Долин также поделился с архангелогородцами своими премьерными ожиданиями от 2018 года. Ни Александр Сокуров, ни Андрей Звягинцев, ни Борис Хлебников до конца года порадовать наверняка не успеют, а самой ожидаемой критик назвал ленту «Лето» — фильм Кирилла Серебренникова о Викторе Цое и Майке Науменко, сделанном под арестом. Также критик порекомендовал уже просмотренный фильм Алексея Федорченко «Война Анны» — смесь «Алисы в Стране чудес» и «Дневника Анны Франк», — и не без любопытства говорил о режиссёрском дебюте Константина Хабенского — фильме «Собибор» о бунте и побеге в немецком концлагере.

Ну, а главными грядущими премьерами Запада Долин считает следующий фильм Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек» и ленту Паоло Соррентино о Сильвио Берлускони.

«Страшно заразиться оценками коллег»

Антон Долин, без преувеличения, — законодатель мнений в российской кинокритике. Причём в интервью он не раз самоиронично называл себя человеком, который всегда прав. Так неужели же страх ошибки, которая пустит читателя по ложному следу, его никогда не посещает?

На этот вопрос «Региона 29» кинокритик ответил так:

«Страх ошибки я испытываю всегда. Я учусь у своего кумира Ларса фон Триера, который, когда его на Каннском фестивале спросили буквально: „Что за дрянь вы нам привезли?“, — моментально нашёлся и ответил: „Я просто лучший режиссёр в мире. Что хочу, то и привожу“. Через пару дней я, конечно, спросил его, правда ли он так считает, и он не ответил ни „да“, ни „нет“. Но, понимаете, я использую это как инструмент, мне необходимо себе говорить, что я лучший в мире. Я всегда прав, но не потому, что я самовлюблённый кретин, а потому что осознание этого заставляет меня взвешивать тысячу раз каждое слово. Может быть, я всегда не прав, на самом деле, но я всегда прав в собственных глазах. Правоты не существует: мы живём в мире пост-правды. У Владимира Соловьёва правота одна, у Ксении Собчак — другая». 

В тему прозвучал вопрос: «Влияют ли рейтинги таких платформ, как „Кинопоиск“, IMDB и Rotten Tomatoes на сборы фильма и то, как его встретят зрители?».

— Корреляция хорошей/плохой критики и высоких/низких сборов очень незначительна, — отметил Антон Долин. — Очень многие коммерчески удачные фильмы критики уничтожили.

Рейтингам Rotten Tomatoes, составляющимся из оценок критиков, Долин верит сам.

— Это очень полезно, — отметил критик. — Ты хочешь знать, что думают о фильме коллеги, но страшно, почитав их рецензии, заразиться их оценками или начать с ними спорить. Так что это полезный инструмент для тех, кто боится спойлеров.

Даже в «Колобке» — предощущение смерти

Памятуя о встрече с Александром Сокуровым, который предлагал сместить кинематографические места силы в регионы, журналисты подняли вопрос развития регионального кино. А по мнению Антона Долина, разделение на «столичное» и «не столичное» кино — только в головах, и где его сегодня снимать — вообще не важно, главное — чтобы талантливо.

Интересная почти дискуссия завязалась у Долина с одной из зрительниц — по-видимому, обеспокоенной мамой, — которая спросила, можно ли «Последнего богатыря» (опять-таки) показывать детям и чему он может научить. Ответ критика многих удивил.

— Это устаревшая точка зрения, что детское искусство должно быть назидательным, — отметил эксперт. — Взрослые темы содержатся в каждой сказке: даже в «Колобке» — предощущение смерти и выбор пути. А что дети больше всего любят в искусстве? Когда к ним обращаются, как с взрослым.

Кроме того, Долин, как критик, смотрящий на конкретное произведение как часть всей индустрии, отметил новаторство авторов «Богатыря», у которых всегдашние злодеи — травмированные персонажи, изгои, — побеждают силу красоты и фальши.

— Это нечто новое для русского подросткового кино, — подытожил Долин.

Критика, как члена экспертного совета Фонда кино, спонсирующего коммерческие картины, спросили, не испытывает ли эта организация давления. Антон Долин разуверил вопрошающего: никакого идеологического давления эксперты не испытывают. Так, например, Владимир Бортко, несмотря на свой статус народного артиста РФ, денег на фильм по роману Александра Проханова о детях Донбасса не получил.

Директор Первого кинофестиваля Arctic Open Тамара Статикова обратилась к критику за профессиональным советом: кого стоит пригласить на второй фестиваль? Долин рекомендовал обратить внимание на экзотических режиссёров, а не на голливудских звёзд.

— На мой взгляд, лучше притащить экспериментального филиппинского режиссёра Лав Диаса, чем заплатить кучу денег за приезд Стивена Сигала или Кристофера Ламберта, — отметил критик.

И заманивать режиссёров Долин тоже посоветовал экзотикой — но северной.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.