В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/8
Общество
Северный морской музей устроил выставочную проводку по истории лоцманской службы

Северный морской музей устроил выставочную проводку по истории лоцманской службы

18.02.2018 14:01Мария АТРОЩЕНКО
16 февраля в музее представили выставочный проект «Лоцманская служба/ Pilot service».

Открытие выставки посвящено 405-летию создания в Архангельске артели корабельных вожей — первой и старейшей в России лоцманской службы. 

В этой экспозиции воедино сплетаются бытовые подробности и героические истории о подвигах северных лоцманов. Обо всё этом хранят память вещицы из лоцманского обихода — секстант и компас, выдерживающий любую «болтанку», трубка и коробка от сигарет из Ноттингема, форменная одежда и пуговицы с кителя. И, конечно, сохранившиеся архивы — как в первозданном виде, так и в мультимедийном формате. Самые старые экспонаты выставки родом из конца XIX столетия.

Центральное место в экспозиции занимает видео-арт — вид раскинувшейся во всю ширь реки под льдом, которую вспарывает нос ледокола. Благодаря мультимедиа, именно там — на носу могучего ледового корабля, и можно себя почувствовать.

Выставка рассказывает об основных вехах развития лоцманской службы: зарождении артели корабельных вожей в XVII веке, 300-летии службы в 1913 году, непростых предвоенных годах, участии лоцманов в проводке союзных конвоев в годы Великой Отечественной и развитии службы во второй половине ХХ века. 

Так, в 1930-е годы, как рассказал на первой экскурсии по выставке научный сотрудник Северного морского музея Андрей Барзенин, на потомственных лоцманов обрушились репрессии — потому, что их семьи имели исправное хозяйство и жили зажиточно. На одном из стендов выставке можно даже найти фотографию 1908 года, с которой в 1930-е выбраковывали лица репрессированных лоцманов.

А модель американского торгового судна типа Liberty, на котором в Архангельск, Мурманск и Молотовск возили грузы из США и Великобритании, — это уже свидетельство другой эпохи. Документы, представленные на выставке, говорят о том, что в одном только 1944 году архангельские военные и гражданские лоцманы провели 197 советских судов и 447 — иностранных.

Бытовая сторона была и у этой героической вехи развития лоцманской службы. В годы войны гражданских лоцманов перестали снабжать обмундированием: тогдашние вожи вынуждены были всё закупать за свой счёт. На выставке можно даже найти письмо, в котором руководитель лоцманской службы Мартынов жалуется, что на иностранные суда уже стыдно в грязной форме заходить.

Ольга Добычина — в центре на снимке справа.Ольга Добычина — в центре на снимке справа.

Важной частью экспозиции стали также архивные снимки фотокорреспондента Союзфотохроники по Архангельской области, члена Союза журналистов СССР Сергея Курилова. На них запечатлено обучение ремеслу первой женщины лоцмана — Ольги Добычиной.

— В 1930-х годах лоцманов начали готовить в нашем морском техникуме, там учились и женщины тоже, — рассказал научный сотрудник музея Андрей Барзенин. — Ольга Добычина первой из женщин закончила. Работала впрочем недолго: к началу 1941-го уже перешла в портнадзор, а после войны перебралась в Калининград.

Выставка «Лоцманская служба/ Pilot service» будет работать в Северном морском музее до 9 апреля.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.