В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Общество
​Лучший приём против мошенника — взять время на раздумья

​Лучший приём против мошенника — взять время на раздумья

31.01.2018 17:25Марина ДАШИНА
Информационные технологии в финансовой сфере всё чаще привлекают злоумышленников, от которых страдают в основном люди старшего возраста.

Управлять финансами стало совсем просто: одно нажатие кнопки ноутбука или касание телефонного экрана — и ваши денежки уходят на другой счёт. Всё бы хорошо, вот только удобно это не только законопослушным гражданам, но и мошенникам. 

Пожилым людям особенно сложно ориентироваться в банковских картах, пин-кодах и онлайн-услугах, поэтому они становятся лёгкой мишенью для таких преступников. Но против последних есть эффективное оружие  — финансовая грамотность.    

Именно об этом шла речь на пресс-конференции по противодействию мошенничеству с банковскими картами в правительстве области. 

Начальник управления уголовного розыска регионального УМВД Максим Хохулин отметил, что в 2017 году в области зарегистрировано 2438 фактов хищения имущества путём обмана. Их число выросло на пять процентов. 

— Мошенничество с использованием информационных технологий составляет примерно 70 процентов от общего количества - около 1700 случаев. Жертвами чаще всего становятся люди преклонного возраста и представители других социально незащищённых слоёв населения, — подчеркнул Максим Хохулин.

Максим Хохулин. Фото Павла Кононова.Максим Хохулин. Фото пресс-службы правительства области.

Ключи от квартиры, где деньги лежат

Правоохранители делят мошенничество на контактное и бесконтактное. При первом преступник выходит непосредственно на потерпевшего, начинает с ним общение и в итоге склоняет к совершению каких-либо действий — например, сообщить все данные карты, включая пин-код и трёхзначный код на обратной стороне. А это всё равно что дать преступнику ключи от квартиры, где деньги лежат. 

Основные наживки — невесть откуда свалившееся богатство, за которое надо внести предоплату, и проблемы с банковской картой, требующие срочного решения. Чаще всего мошенники заявляют, что ваша карта заблокирована или с неё попытались списать деньги. Для их спасения якобы нужен пин-код. Банковские работники не устают повторять: они никогда не спрашивают пин-код вашей карты, это делают только злоумышленники. 

Типичный пример бесконтактного мошенничества — вирусные программы, которые в виде ссылок рассылаются на мобильные телефоны. Владелец открывает сообщение, проходит по ссылке, и с той поры его мобильным банком управляют финансовые пираты. 

В области раскрывается лишь четверть таких преступлений, и это выше, чем в среднем по стране. 

— Как правило, потерпевшие не сразу замечают, что с банковских карт без их ведома списали денежные средства, и поздно обращаются в правоохранительные органы. Многие теряют бдительность, делая покупки по Интернету. Увидят товар по заниженной цене на непроверенном ресурсе и переводят деньги. Ждут покупку месяц, другой и только потом идут в полицию, — рассказал начальник управления уголовного розыска.

Новая напасть — банкоматы-двойники

Ценные советы дал заместитель управляющего региональным отделением банка России Григорий Бондаренко: 

«Судя по поступающим к нам жалобам, люди пожилого возраста финансово грамотны. Они наслышаны о мошеннических схемах. Но когда человек сам становится участником такой схемы, он теряется. Поэтому самый важный совет таков: сделайте паузу. Не переводите деньги сразу, скажите, что перезвоните. Как правило, после этого мошенники теряют интерес к потенциальной жертве. Подобные преступления совершаются мгновенно».

Давняя проблема — сайты-двойники: это когда преступники меняют какую-нибудь мизерную деталь в названии официального ресурса и выуживают с пользователя деньги. А с недавних пор появились банкоматы-двойники: они не выдадут вам наличность, зато считают всю нужную информацию с карты. 

— Это проблема больших городов. В небольших люди, как правило, знают все банкоматы, а вот в мегаполисе установленный преступниками «двойник» не вызовет подозрений. Поэтому мы советуем в поездках, особенно зарубежных, пользоваться банкоматами, установленными в официальных отделениях банков, — сообщил Григорий Бондаренко.

Есть ли шанс вернуть свои кровные в случае их пропажи с карты? Сотрудник банка ответил, что всё зависит от того, по чьей вине это произошло:

«Если из-за каких-то технических недоработок — например, при использовании банкомата, — надо не позднее следующего рабочего дня написать заявление в банк. Обязательно приложите к нему слип-чек, полученный из банкомата. Заявление лучше передать в кредитную организацию лично. При его подаче попросите выписку со счёта. Если же клиент сам сообщил мошенникам данные карты и в результате потерял деньги, ему остаётся надеяться только на правоохранительные органы». 

Фото Павла Кононова.Фото пресс-службы правительства области.

Ещё совет: если вам приходят смс от банка о том, что с вашей карты прямо сейчас списываются деньги, срочно позвоните по телефону кредитной организации, указанному на обратной стороне карты. Её сразу же заблокируют. А когда расплачиваетесь картой в кафе или другом месте, не давайте сотрудникам уносить её — карта всё время должна быть при вас.   

Об этих и других правилах безопасности рассказывают на многочисленных мероприятиях в рамках областной программы финансовой грамотности. В них приняли участие уже сотни человек — от студентов до пенсионеров. А 5 февраля в области начнётся акция «Не дайте себя в обиду»: в торговых центрах и других общественных местах посетителям будут раздавать памятки о приёмах против мошенников.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.