В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/7
Общество
Александр Сокуров об Архангельске: «Кто-то не уберёг этот город»

Александр Сокуров об Архангельске: «Кто-то не уберёг этот город»

31.01.2018 18:32Мария АТРОЩЕНКО
«Задача России — умножение культуры», «Москва и Петербург ничего не сделают для России», «Мы сами с собой должны разобраться», «У России — гигантская внутренняя инерция» — и о чём ещё говорил современный киноклассик в Архангельске.

30 января в рамках просветительского проекта «Открытая библиотека» с новой книгой «Диалоги с Сокуровым» и старым, но не устающим поражать зрителя фильмом «Читаем «Блокадную книгу» в столицу Севера впервые приехал народный артист России, обладатель почётного приза Европейской киноакадемии «За жизненные достижения» Александр Сокуров. Несмотря на грипп, он ответил на все вопросы архангелогородцев и каждому желающему дал автограф.

Мэтр не случайно показал архангелогородцам «Читаем «Блокадную книгу» — 27 января исполнилось 74 года со дня прорыва блокады Ленинграда. В этой документальной притче труд Даниила Гранина и Алеся Адамовича читают профессиональные актёры, простые петербуржцы — продавщица, школьник, суворовец, курсант, инженер и другие, — а также ленинградцы-блокадники.

«Читаем «Блокадную книгу» в Камерном зале Поморской филармонии.«Читаем «Блокадную книгу» в Камерном зале Поморской филармонии.

«Эта вина будет идти за нами по пятам»

Первый вопрос, который мастеру задал руководитель проекта «Открытая библиотека» Николай Солодников, был именно о скончавшемся в 2017 году Данииле Гранине, с которым Сокуров был лично знаком. Александр Сокуров назвал Гранина «большой надеждой» петербургских гражданских активистов, интеллигенции и градозащитников.

— Мы — город, в котором идёт постоянная общественная борьба, и Гранин был для нас мощным тылом, — сказал он. — В критические моменты он мог обращаться непосредственно к президенту, и мы таким образом имели возможность апеллировать к помощи верховной власти. Санкт-Петербург — это некое чудо, но надо уметь это чудо обихаживать, содержать, беречь, и Гранин это всегда понимал. 

В последний свой год Даниил Гранин, жил очень трудно: по словам Сокурова, просто угасал постепенно. 

— Как-то он мне сказал, что он настолько мало перемен видит во внутренней народной жизни, что это рождает у него большую тревогу, — рассказал режиссёр. — Я много раз видел, с какой грустью он наблюдал за  просталинскими рефлексиями в самых широких слоях населения. Это большой грех наш русский — то, что мы поддержали сталинскую деятельность, и даже сегодня никак не можем осмыслить, что, как, почему и зачем. Эта не взятая на себя вина будет идти за нами по пятам, сколько будет существовать русский народ. Мы сами с собой должны разобраться. Есть Достоевский, Толстой, Солженицын — сколько помощников на этом моральном пути, а ведь не помогает.

«Грустно жить бывает здесь, наверное»

К слову о защите исторического облика Санкт-Петербурга, гостя попросили рассказать, как в культурной столице работает градозащитное движение. Александр Сокуров рассказал, через какие поражения, обиды и, по сути, обманы приходилось проходить ему и его единомышленникам. Так, в 2007 году на первую встречу с губернатором, в ту пору — Валентиной Матвиенко, — градозащитники принесли карту, на которую были нанесены все снесённые здания и памятники с 2001 по 2007 год. Счёт тогда переходил на часы: как рассказал режиссёр, вот-вот должны были начаться сносы четырёх ценных исторических домов.

— После встречи Валентина Ивановна позвонила из машины и сказала, что по двум адресам дала распоряжение остановить снос, — продолжил рассказ гость. — Это было в пятницу, а в ночь с субботу на воскресенье два этих здания были снесены. Тем не менее, встречи продолжались. Где-то мы успевали остановить снос, а где-то уже бульдозеры работали. 

Несмотря на это, режиссёр убеждён: стоит ослабить сопротивление — начнутся сносы, высотное строительство. По мнению Сокурова, то, как выглядит город летом — не показатель.

— Наш город оживает летом, а когда туристический сезон заканчивается, он погружается во мрак, — отметил мастер. — Русские города должны развиваться с идеей осенне-, зимне-, весеннего сезонов. Если эта проблема не решена, то не решена и проблема обитания в городе людей, особенно молодых. Если нет пристанища молодым людям в городе, то считайте, что город — враг людям, они убегут из него. Петербург так же испытывает отток молодёжи, как и, наверное, Архангельск. Проедешь по улицам, и сразу становится понятно: грустно жить бывает здесь, наверное. И глядя на эти картонные лас-вегасные здания, обидно становится, что у этого всего имя — Архангельск. Кто-то не уберёг этот город.

После творческой встречи — автограф-сессия.После творческой встречи — автограф-сессия.

«Если б я был министром культуры…»

Вспомнили на встрече с режиссёром и Кирилла Серебренникова — опальный режиссёр всё-таки стал одним из героев книги «Диалоги с Сокуровым». Кинорежиссёр отозвался о нём с исключительным уважением.

— Кирилл — выдающийся режиссёр, один из лучших в России и Европе, — сказал Сокуров. — Я никогда не слышал от него каких-то политических выступлений. По крайней мере, то, что я иногда говорил, он не говорит никогда. Удивительно энергичный человек. То, что он делает, никогда не является проходным, это всегда уникальное произведение. Если бы я был на месте министра культуры, я бы немедленно созвал совещание с представителями министерства финансов, минэкономразвития, вице-премьером, чтобы обсудить эту проблему — как вообще могут возникнуть претензии к художественному коллективу. 

На последних словах худрук Архангельского Молодёжного театра сказал вслух: «Могут…». Он же слова о выдающемся режиссёре Серебренникове встретил аплодисментами.

Один из гостей диалога с Сокуровым задал мэтру такой вопрос:

«В прошлом году мы отметили столетие Октябрьского переворота, в январе уже отметили столетнюю годовщину разгона Учредительного собрания, и нас ждёт юбилей уничтожения царской семьи. Если сейчас этого не осмыслять, эти юбилеи будут продолжаться ещё, как минимум, лет сто. Вы в своём творчестве уделяете этому внимание?».

Этот непростой вопрос режиссёр, очевидно, воспринял, как философский — буквально о судьбе России. 

— Мне почему-то кажется, что логика жизни будет приводить к тому, что Россия будет меняться — к сожалению, медленнее, чем нам бы того хотелось, — ответил Сокуров. — Россия сама по себе никаких темпов не вырабатывает, у неё есть какая-то гигантская внутренняя инерция. Мне приходилось говорить с людьми, которые хотят занять пост президента страны. И я их спрашивал: «Когда у вас будет власть, где вы найдёте новую полицию, армию, судей? Где та методология, с помощью которой вы разучите миллионы людей грешить перед государством, где вы найдёте эти силы?». Я понимаю, что большая часть этих людей предполагает, что будет действовать силой. Однажды президент на мои вопросы, почему не делается это, это и это, сказал: «Стоит только начать. Ведь не остановить потом будет…». Понимаете? Желающих решать общественные вопросы с помощью галимой силы, — миллионы. Желающих военной экспансии России — миллионы. Людей, которые не соблюдают конституционные нормы — миллионы. Остановить их, переубедить их очень-очень трудно. Сейчас очень часто Путину народ говорит: «Какая демократия? Нам не нужна твоя демократия…». Шаг за шагом я вижу это давление общества на правящий класс: давайте воевать, давайте новые победы… Вот это, на самом деле, самая печальная страница нашего русского современного романа.

Виктор Панов.Виктор Панов.

«Нужна серьёзная реновация Архангельска»

Ответственность задать последний вопрос взял на себя Виктор Панов. Чувствовалось, что во многом за этим он и пришёл в этот вечер в Кирху. Он спросил о списке персон нон-грата, который в минкульте РФ якобы составили перед Санкт-Петербургским культурным форумом. Правда ли, что такой список был, и что Сокуров был в нём, спросил Панов.

— По тому, что после этой ситуации вокруг форума никто мне не позвонил, не принёс извинений и вообще ничего не сообщил, можно сделать вывод, что это правда, что этот документ был, — ответил Александр Сокуров. — Потери от своего отсутствия на форуме я не чувствовал. Видите ли, я никогда не скрывал своего несогласия с деятельностью министерства культуры. 

Камень преткновения в отношениях Сокурова с минкультом заключается, по его словам, в том, что ведомство «не способствует развитию федерального кинематографа».

— Нужно не раздавать деньги московским кинематографистам, а способствовать развитию кинематографического мастерства по всей стране — в самых крупных узлах национальной культуры — в Архангельске, Екатеринбурге, Томске, Омске, Ярославле, — сказал режиссёр. 

А развивать, по его мнению, можно только, выявляя талантливых режиссёров на местах. В крупных городах страны необходимо создавать продюсерские центры, которые будут заниматься профессиональным кино.

— Когда возникнет профессиональное кино из Архангельска, Екатеринбурга, Иркутска, Сахалина, Вологды, тогда, наконец, кино заговорит языком русского характера, тогда это будет то, что необходимо для развития национальной культуры, — пояснил мэтр. 

Виктор Панов, кроме того, обратился к Сокурову с деловым предложением — сделать так, чтобы Архангельск увидел, наконец, его гениальные фильмы.

— Конечно, надо работать вместе, — прокомментировал Александр Сокуров. — Одного вашего театра мало, это явно. Было бы идеально, если бы департамент культуры в администрации Архангельска возглавлял человек, который мог бы главе города представить целую программу развития региональной культуры. Никто не обращает внимания на то, что культура есть цель существования Российского государства. Задача России — умножение культуры. А задача культуры — помочь населению страны остаться в рамках гуманитарных принципов. 

Но культура в России, по словам Александра Сокурова, «должна отключиться от кормушки Москвы и Петербурга».

— Москва и Петербург ничего не сделают для России, они будут делать только для себя, — заявил кинорежиссёр. — Развитие театральной, выставочной и профессиональной кинематографической деятельности должно быть заботой регионального правительства.

Своеобразным крещендо диалога с Сокуровым стали слова режиссёра о необходимости изменения «физиономии» русских городов. 

— Надо требовать от главного художника или главного архитектора, чтобы они или подали в отставку, или представили план реновации такого города, как Архангельск, — подчеркнул гость. — Нужна серьёзная реновация Архангельска.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.