В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
Виктор Панов: «Без Высоцкого не было бы Молодёжного театра»

Виктор Панов: «Без Высоцкого не было бы Молодёжного театра»

25.01.2018 09:14Записала Мария АТРОЩЕНКО
Долгое время в репертуаре Архангельского молодёжного театра был спектакль «Памяти Высоцкого». А в день 80-летия поэта «пановцы» выпускают его переосмысление — вечер воспоминаний «Наш Высоцкий».

История появления и существования спектакля «Памяти Высоцкого», премьера которого состоялась 25 января 1983 года, во многом чрезвычайная: был и пожар, и показ в театре на Таганке, и дождь на сцене. Да и сам Владимир Высоцкий, по словам Виктора Панова, сыграл чрезвычайную роль в творческой судьбе Молодёжного театра. В день рождения Высоцкого «Регион 29» публикует монолог худрука Молодёжного.

«Это был наш человек»

— У Георгия Товстоногова есть такое понятие — «исходное событие». Это событие, без которого не было бы пьесы. Если бы не было Высоцкого, не было бы нашего театра. В 1980 году я в большой делегации поехал на закрытие Олимпийских игр. Я там, как я шучу, у великого Иосифа Туманова, режиссёра-постановщика открытия и закрытия Олимпиады-80, работал 128-тысячным ассистентом. И вот едем мы в Москву на поезде: вдруг утром открывается дверь в купе, заходит Саша Пахомов из комсомола и говорит: «Сегодня ночью Высоцкий умер». Я хватаю стакан от чая и в дверь его кидаю, он едва успевает закрыть.

Как приехали, я сразу к телефону и звоню не кому-нибудь, а Ие Сергеевне Савиной, крёстной матери нашего театра. «Это правда?», — спрашиваю я её. Без всякой паузы она говорит: «Витя, правда». И я кладу трубку. И, естественно, ни на какую Олимпиаду я не иду, я иду на похороны. Шесть колец охраны, пробиться к театру на Таганке было практически невозможно! Но я всё-таки выскочил из метро «Таганская» и как-то просочился, дошёл до конной милиции. 

Я сразу понял, что должен сделать спектакль по его произведениям. Это был наш человек, по нутру нам очень подходящий. Я приехал в Архангельск, и мы сразу репетировать. Самое страшное было — оторвать музыку от стиха, над этим мы возились очень долго. В течение двух или трёх лет каждый месяц мы сдавали спектакль комиссии. И нам всё говорили: «Нельзя». 

Мы репетировали ночью в доме культуры работников просвещения — так называемой «Свечке». Нам сказали, что перед премьерой его придут последний раз отсмотреть. И часа в три утра мы только ушли с репетиции. И примерно в полшестого зазвонил телефон: «В «Свечке» пожар!». Мы рванули туда: на Логинова стояли пожарные машины, «скорые»… Выгорела вся сцена и весь зрительный зал. Комиссия потом установила: «Самовоспламенение», — но я в это не верю. 

Высоцкий свёл с Полуниным

Потом нам здесь долго не давали показывать спектакль. И вдруг, то ли в 1985-м, то ли в 1986 году нас знаменитый бард Евгений Клячкин повёз во дворец молодёжи в Питер. Там мы встретились с Вячеславом Полуниным, стали дружить. А в полунинском театре работал актёр и режиссёр Антон Адасинский. С ним нас потом судьба сводила на фестивалях и во Франции, и в Голландии. Он в прошлом году должен был у нас ставить спектакль, но как-то не сошлось по времени. Думаю, в следующем году. А у Адасинского в Париже на спектакле, на премьере которого мы были, работал Максим Диденко. 

То есть, если бы не наш выезд с Высоцким во дворец молодёжи, не было бы этого ничего! Я просто обязан Владимиру Семёновичу за то, что он меня «провёл» через Полунина, Адасинского и Диденко и через весь театр на Таганке — когда я учился в «Щуке», я по нескольку раз смотрел там все спектакли.

Премьера на Таганке

25 января 1987 года нас, тогда ещё самодеятельный театр, пригласили в московский театр драмы и комедии на Таганке сыграть спектакль в День рождения Владимира Семёновича. Можешь себе представить? Мы на той самой сцене, на которой работал Высоцкий! 

Спектакль шёл очень тяжело. Мы репетировали, и я через каждые полчаса ходил в буфет — выпивал кружку чёрного крепкого кофе, волновался страшно. Я сижу и говорю Анатолию Васильеву: «Толя, я сейчас выброшусь в окно». А он — актёр театра на Таганке, друг Высоцкого, мне говорит: «Не надо, всё будет нормально». И что ты думаешь? Начался спектакль, и публика очень настороженно на всё смотрела — до тех пор, пока мы не вышли все в фуфаечках и прокуренными голосами стали петь: «Все срока уже закончены…». И я почувствовал, что зал задышал по-другому.

Я могу похвастаться, что воду в театре Советского союза первыми изобрели мы — в финале на сцену у нас дождь хлынул под «Коней» Высоцкого. Как мы делали дождь? Мои ребята снимали водосточные трубы с домов, сверлили там дырки. И вот мы репетируем, а монтировщики сцены — такие мощные ребята с цыгарками, — говорят: «Не-а, не будет дождя». А Анатолий Васильев говорит: Ребята, это же для Володи…». «А, для Вовочки!..», — ответили они и сказали мне: «Делай дождь!». И сделали всё для того, чтобы был дождь. Потому, что для Вовочки.

И мы стояли в чёрных свитерах — под ливнем воды и музыки. А луч одного из софитов случайно попал на наш дождь под нужным углом, и над сценой встала огромная радуга. Надо было видеть реакцию публики, а ведь там в тот день собралась вся знать! 

После поклона ко мне подошла Нина Максимовна, мама Высоцкого. Обняла меня и сказала: «Вовочка…». А мне многие говорили в то время, что я был похож на Высоцкого. Тут я просто рухнул. 

А в 1988 году с этим спектаклем мы поехали на дни Высоцкого в Варшаве. А там — и Даниэль Ольбрыхский, и Беата Тышкевич, — словом вся польская актёрская элита. После этого я не мог не провести фестиваль Высоцкого у нас, в Архангельске, в доме культуры работников просвещения. На него приехал курс театрального Санкт-Петербургской академии театрального искусства  Вениамина Фильштинского, на котором были молодые Хабенский, Пореченков и другие нынешние звёзды.

О Высоцком — только Диденко и Панов

Поразительное дело, что сейчас Высоцкому исполняется 80 лет, а спектакли ставят только Максим Диденко на Таганке — «Беги, Алиса, беги» — и мы. Мы представим сегодняшнее видение этого спектакля. Там прозвучат стихи, которых мы до этого никогда не читали. 

Я дал задание нашим студентам. Они посмотрели репетиции и сказали: «Мы не потянем так, как Глущенко или Панова…», — но то, что они придумали здесь, в каждой комнате, — это классно. Я им сказал: «Ребята, вы мне рассказали спектакль Диденко «10 дней, которые потрясли мир»!». Молодцы ребята. Будет также парочка музыкальных номеров от Филиппа Шкаева и ВИА «Провинциальные меха».

Мы хотим отразить все грани творчества Высоцкого: как актёра театра, кино и музыканта. Поэтому обязательно будет театральная атмосфера, будет кино — но не с экрана, не как в кинолектории! — и будет музыка: мы выведем динамики на улицу, и весь день будут звучать песни Высоцкого.

С Высоцкого начнётся юбилей

Этот спектакль мы будем играть и впредь, и я могу точно сказать, что с него начнётся подготовка к 45-летию Молодёжного театра. К юбилею мы будем возвращать на сцену очень ценные для нашего театра вещи. Так как мы открылись спектаклями «Девочка Надя» и «Ночь после выпуска», мы сделаем коллаж из двух этих постановок. 

Кроме того, мы проведём индивидуальные вечера каждого из моих артистов. Я уже обзвонил всех режиссёров, которые у нас работали — Искандера Сакаева, Максима Соколова и других, — и каждому дал поручение: сделать коллаж ролей каждого члена нашей труппы, с которым он работал. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.