Открытие экспозиции, которое собрало в Выставочном зале Союза художников, как и было обещано, «буквально всех», — по крайней мере, всех наиболее известных представителей арт-сообщества Архангельска, — начиналось экстремально: музейщикам отказалось подчиняться электричество — приглушённый свет, и так уже достаточно непривычный для выставочных проектов, то гас, то зажигался вновь. 

Такого, по словам директора Выставочного зала Юлии Медведевой, не бывало за все 11 лет её работы. Впрочем, публика на вернисаже собралась дружелюбная, а перепады напряжения можно было принять за перформанс, так что в обиде никто не остался.

— Я приветствую вас на открытии самой долгожданной выставки года, — сказала Юлия Медведева всем заминкам назло. — А теперь можно сказать — и трёхлетия: выставки не было три года. Эта выставка самая ожидаемая и посещаемая у наших зрителей — уже с лета начинаются вопросы: «Когда же „Север“?». Будем надеяться, что мы не зря вас томили, и сможем достойно представить накопившийся материал художников. 

Юлия Медведева и Александр Сверчков.Юлия Медведева и Александр Сверчков.

По словам Юлии Медведевой, выставка «Север» — «рядовая, но приятная по своему наполнению»: в ней приняли участие буквально все члены регионального отделения Союза художников, а также новые имена. Всего — около 100 живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного искусства.

И как тут выставку не назвать долгожданной? На открытии яблоку негде было упасть.И как тут выставку не назвать долгожданной? На открытии яблоку негде было упасть.

К слову, тому, что «Север» на несколько лет оказался заброшенным, есть свои причины. Так, в своё время, в 2015 году, внимание перетянули на себя три юбилейные выставки к 80-летию регионального отделения Союза художников, а в прошлом году все силы были брошены на ещё более грандиозный проект — всероссийскую художественную выставку «Лики России».

Александр Сверчков.Александр Сверчков.

Куратором, «дирижёром» выставки «Север-2017» выступил заместитель председателя Архангельского регионального отделения Союза художников Александр Сверчков.

— От лица всех, кто делал эту выставку, скажу: это наш посыл, а вот куда он будет идти — в пустоту, или к друзьям… Сейчас наша выставка будет конкурировать с Никасом Сафроновым, — сказал он на открытии.

По словам Александра Сверчкова, отбор на «Север-2017» проходил вполне демократично.

— Мы всегда стараемся подбирать выставком так, чтобы были разные мнения, — прокомментировал он. —В этот раз было довольно много желающих принять участие в выставке из числа тех, кто не состоял в Союзе. Мы демократично всё посмотрели, отобрали по результатам голосования. Всё было прозрачно: если работа набирала большинство голосов, она проходила. 

Владимир Трещёв. «Масленица в „Малых Корелах“».Владимир Трещёв. «Масленица в „Малых Корелах“».

Кустодиевский размах

Каждая из картин или объектов, представленных в экспозиции— выражение собственного взгляда художника на мир, приоритетов в искусстве и критериев прекрасного. Приковывает к себе взгляд, например, картина Владимира Трещёва «Масленица в „Малых Корелах“». 

Живописец, известный своими классическими пейзажами и портретами, на сей раз создал сюжетную картину, на которой традиционный праздник в музее деревянного зодчества приобрёл эпический размах. В этом густонаселённом и многоперсонажном полотне есть что-то от Кустодиева, а есть — от Босха.

— Да, про Кустодиева мне уже говорили, — сказал Владимир Трещёв. — Конечно, он нравится мне, как художник, но я бы не сказал, что я под него работаю. В последнее время так получается, что я стал больше писать жанровых картин. Хотя жанр сейчас вообще, в принципе, ушёл. Вот вы видите здесь, на выставке, многофигурные композиции? Нет. А это — конкретное событие из жизни города. В 2016 году я поехал на Масленицу в «Малые Корелы». Корелы хороши тем, что они объединяют в себе и архитектуру, и историю, и обычаи, и нравы.

Если хорошенько приглядеться, — а приглядываться можно долго: картина поражает глубиной проработки, — на ней можно увидеть даже местную знаменитость — Архангельского Снеговика. Хотя в целом создаётся впечатление, будто происходящее на полотне — вне времени, и могло бы иметь место как в XVII, так и в XXI веке. Интересно, что практически вся территория музея на полотне представлена, как на ладони — для этого, как рассказал Владимир Трещёв, ему пришлось слегка дофантазировать перспективу.

— Я решил показать всё с угла сверху, хотя в реальности такого места нет, — поведал художник. — Это была кропотливая работа. Но я загорелся, поэтому написал её за три недели — рывком. Это и есть вдохновение.

«Театр Шекспира» Евгения Зимирева.«Театр Шекспира» Евгения Зимирева.

На выставке, без преувеличения, представлены новейшие произведения северных художников. Причём не только 2017 года, но даже и те, что датированы уже 2018-м. 

Например, экспозиция знакомит с одной из последних работ известного архангельского графика Евгения Зимирева «Театр Шекспира». Авторство Зимирева в этой картине угадывается безошибочно, хоть она и выполнена невесомой и прозрачной пастелью. Цветовая доминанта рисунка — аквамариново-синяя накидка женщины слева. А сама женщина в синем — может, Офелия? — неуловимо похожа на другую литературную героиню, которую график изображал, — булгаковскую Маргариту.

Цирковая трилогия Всеволода Видякина.Цирковая трилогия Всеволода Видякина.

Своеобразный триптих представил в экспозиции художник Всеволод Видякин. Интересно, что первые две картины — «Скоморохи» и «Легенда о птице Сирин» с тремя клоунами — вообще были написаны в 2011-м и 2015 годах соответственно. Но «Кукловод», рождённый уже в 2018-м, продолжает начатую в них тему цирка и балагана, и это родство делает присутствие на выставке старых работ живописца вполне обоснованным.

Марина Григорьева, из цикла «Переправа на Хабарку».Марина Григорьева, из цикла «Переправа на Хабарку».

Самые огромные картины в экспозиции — три работы Марины Григорьевой из цикла «Переправа на Хабарку» размером 135 на 135 сантиметров. Не картины, а гигантские порталы в город-призрак. Ведь именно таким предстаёт Архангельск на этих трёх чуть зловещих пейзажах.

По центру — «Гроза» Виталии Бредихиной.По центру — «Гроза» Виталии Бредихиной.

Одна из самых молодых участниц выставки — 23-летняя Виталия Бредихина. На ней она представляет декоративно-прикладное искусство со своим гобеленом «Гроза». Потоки воды, низвергающиеся на землю во время грозы, мастерица изображает с помощью связок свободно ниспадающих нитей и кос. Просто, но изобретательно. И эффектно. 

Лидия Кузнецова. «Минувшее».Лидия Кузнецова. «Минувшее».

«Север-2017» многолик, изменчив и многогранен. Прозрачные акварельные пейзажи, спичечные и полудрагоценные картины, реализм и импрессионизм, классический портрет и цифровые абстракции, — на выставке можно увидеть всё. А увидев раз, захотеть вернуться вновь. Благо, время позволяет: экспозиция будет работать в Выставочном зале Союза художников (проспект Советских Космонавтов, 178) до 20 февраля.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.