В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/12
Общество
Северодвинский драмтеатр преподал Архангельску урок памяти

Северодвинский драмтеатр преподал Архангельску урок памяти

20.12.2017 10:22Мария АТРОЩЕНКО
Областная библиотека имени Добролюбова в очередной раз стала мостиком между театральными Архангельском и Северодвинском.

Областная библиотека с 2014 года периодически принимает у себя камерные гостевые спектакли, и северодвинский театр драмы — её самый частый гость. На этот раз актрисы драмтеатра города корабелов Юлия Корельская и Анна Венгерович представили в актовом зале Добролюбовки свой спектакль малой сцены «Чтоб не было забыто, что было на войне». 

Читая отрывки из произведений Светланы Алексиевич, Людмилы Улицкой и других авторов, рождённых в 1940-е или в поствоенном СССР, Юлия Корельская и Анна Венгерович создали образы двух женщин, каждая из которых воевала по-разному. Героиня Корельской — накрывая собой обгоревшего солдатика и расстреливая предателей, а героиня Венгерович — слушая метроном и стоя в очередях за хлебом в блокадном Ленинграде, пытаясь отогнать от себя ненароком услышанные в очереди слова: о том, что лучше перестать кормить одного из детей — чтобы спасти другого.

В сцене за сценой женщины сменяли друг друга. Почему-то особенно запомнилось, как Корельская и Венгерович уходили с импровизированной сцены: скорым шагом, почти бегом, будто борясь с подступающими слезами — то ли своих героинь, то ли собственных.

Но то ли дело в эффекте обманутого ожидания (те же литературно-музыкальный спектакль «Во весь рост живу только в стихах…» о жизни Марины Цветаевой и «Родион и Сонечка» по мотивам «Преступления и наказания» Достоевского задали очень высокую эмоциональную и профессиональную планку), то ли в том, что спектакль не совпал по настроению с порой декабрьского предновогодия и его выбор именно сейчас казался искусственным, но стопроцентного попадания не произошло. 

В преддверии Нового года малодушно хочется думать о чудесах и поиске подарков, а не об ужасах войны, о которых отрывки, выбранные Корельской и Венгерович, говорили очень красноречиво. Особенно в этом плане «лютует» Светлана Алексиевич, описывая, как вчерашняя девчонка отнимает у раненого солдата руку без помощи ножниц. Но, с другой стороны, разве те девчонки и мальчишки не ждали праздника, разве не загадывали, чтобы кончилась война? В конце концов, ведь именно об этом и говорят героини Корельской и Венгерович: «Можно выбросить старый шкаф, но не память». А память о войне не знает ни выходных, ни праздников.

Благородный порыв северодвинских актрис — вспомнить о том, что забывать нельзя, — вызвал противоречивые впечатления. Стыдные — потому, что вроде бы стыдно не рукоплескать спектаклю, поставленному к 70-летию Великой Победы. Наверное, против авторов спектакля сыграла их же глубокая убеждённость: появился некий дидактизм, зрителям будто продиктовали выводы и попросили законспектировать. Но представляется, что в современном искусстве художественное высказывание о Великой Отечественной должно быть тоньше, не должно идти в лобовую атаку.

Впрочем, старшее поколение зрителей восприняло спектакль очень сочувственно. Кто-то утирал слёзы, нет-нет, да и раздавались всхлипы, а когда Юлия Корельская пела «Нам нужна одна победа», ей, казалось, готов был подпеть весь зал.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.