В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
ЖКХ
Наталья Силуянова — о правах и обязанностях «управляек»

Наталья Силуянова — о правах и обязанностях «управляек»

14.12.2017 18:57Олеся КОКИНА, Артемий ЗАВАРЗИН
Цицерон говорил: «Не по дому следует почитать хозяина, а дом — по хозяину». Однако реалии сегодняшнего дня включают в это уравнение ещё одно промежуточное звено — систему домоуправления.

Об этой непростой системе мы беседуем с исполняющей обязанности руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области Натальей Силуяновой.

— Мы узнали, что к вам поступают 4,5 тысячи обращений. С какими проблемами чаще всего обращаются?

— Это, конечно, проблема содержания домов, а также высокой платы за содержание. Проблемы, как правило, носят сезонный характер. Сейчас, с наступлением морозов, в квартирах холодно, и это самый актуальный вопрос. Летом, во время дождей, была масса жалоб на протечки. Вне зависимости от времени года спрашивают о высоки платежах.

— Есть ли какие-то особенные проблемы в разных районах?

— Во всех районах, к сожалению, есть ветхий жилой фонд, и много жалоб на состояние домов и на то, что люди, живущие в таких домах, всё равно вынуждены оплачивать коммунальные услуги, которые оказываются не в полном объёме. Что касается Архангельска, сейчас много жалоб на водоотведение и водоснабжение, сырость в квартирах, затопленные подвалы. Из последних обращений могу привести в пример Пинежский район, из которого поступило много обращений в связи с тем, что двух и трёхквартирным домам назначили управляющую компанию, которая выставила жителям счета сразу за полгода, при том, что жители ни разу не видели ни одного представителя управляющей компании. Сейчас мы с этой проблемой разбираемся.

— Являются ли обращения граждан достаточным основанием для проверок?

— Практически 100 процентов проверок проводятся по обращениям граждан. Кроме того, мы можем провести проверку по информации, исходящей от СМИ, от государственных органов, юридических лиц, но обращения граждан для нас — самый частый и актуальный повод для проверки. Проверки проводятся в соответствии с законодательством, результатом становится выявление или невыявление нарушения. Если нарушение выявлено, составляется протокол, по итогам которого выносится наказание в виде штрафа, налагаемого инспектором либо, если это лицензиат, мировым судьей. Самой главной мерой воздействия являются предписания, то есть поручение компании устранить нарушения. Через определённый срок мы проверяем, устранено ли нарушение. Если оно не устранено, снова налагается штраф и выносится новое предписание.

— Одна из актуальных тем, которая обсуждается в СМИ — это проведение капитального ремонта. Государственная жилищная инспекция реагирует на обращения граждан по этому вопросу?

— В полномочия государственной инспекции входит не весь перечень вопросов по капитальному ремонту, мы проверяем только целевое расходование средств и порядок формирования фондов. То есть за качество ремонта мы не отвечаем, за него отвечает заказчик капремонта, чаще всего это региональный оператор. Поэтому если у граждан есть жалобы на само качество проведения ремонта, надо обращаться либо к региональному оператору, либо в министерство ТЭК и ЖКХ. Мы сами, если такие жалобы приходят, перенапрявляем их.

Как бороться с «управляйкой»?

Звонок от телезрителя: — Добрый вечер, меня зовут Надежда Григорьевна. В управляющую компанию «Архангельск» я подала заявление полтора месяца назад о замене стояка. Никто не приходил и не звонил, и когда произошла авария, мне пришлось за свой счёт его заменять. И второй вопрос — моя квартира не приватизирована, и когда у меня обвалился потолок, они ответили, что я сама всё должна делать, как собственница жилья. Что мне делать, если я не согласна с этим?

— Что касается инженерных коммуникаций — скорее всего, здесь стоял вопрос о капитальном ремонте. Если управляющая компания считает, что не обязана проводить ремонт, она обязана разъяснить гражданину причины и указать на норму закона. Если управляющая компания не отвечает, можно позвонить или написать нам, мы разъясним.

— С недавнего времени все наши компании проходят лицензирование. В каком случае собственники могут инициировать лишение компании лицензии?

— Законом чётко определены основания для лишения лицензии. Для этого нужно, чтобы из управления лицензиата было исключено 15 процентов домов, которыми он управляет. Исключение домов происходит, когда управляющая компания регулярно не исполняет предписания жилищной инспекции. Мы обращаемся в суд, суд выносит решение о наказании. Далее идёт процедура по исключению, и когда накапливается 15 процентов домов, мы отслеживаем и выходим в суд с иском о лишении лицензии. Но до настоящего момента таких прецедентов не было. Сейчас только одна компания лишена лицензии, но решение суда ещё не вступило в законную силу.

— Есть инициатива лишать лицензии в случае, если неуплата ЖКХ составляет более двух месяцев. Что вы думаете об этом?

— Есть несколько инициатив, и эта инициатива преобразовалась. Сейчас поступает предложение, согласно которому в случае, если задолженность составляет более двух месяцев, ресурсоснабжающая компания может перейти на прямые расчёты с жителями. Насколько это изменит ситуацию — сложно судить, потому что ресурсоснабжающая компания будет вынуждена работать напрямую с гражданами, а это не так просто.

— Есть ли механизм смены управляющей компании?

— Прежде всего надо грамотно подходить к выбору управляющей компании. Иногда спрашивают советов у нас, но мы как надзорный орган не можем давать рекомендаций, можем только назвать компании, которые не выполняют предписаний.

Вернуть государственные УК

Звонок от телезрителя: — Здравствуйте, меня зовут Анатолий. Я хотел спросить о доме по адресу: Ленинградский проспект, 275. У нас уже год не работает лифт, обещали сделать в этом году, но уже декабрь месяц, а лифт так и не пошёл.

— Замена лифта — это также работа капитального характера, и если управляющая компания не может выполнить какие-то текущие работы, возможно, нужна именно замена лифта. Если мы установим, что есть вина управляющей компании, будут предприняты меры, если же нужен капремонт — нужно дождаться сроков капремонта, либо самим выбирать источники финансирования.

Звонок от телезрителя: — Здравствуйте, меня зовут Виктор. У меня вопрос: почему нельзя вернуть государственные компании?

— Несколько лет назад правительство приняло решение о том, что это — предпринимательская деятельность, и она подлежит лицензированию. Пока рынок не стал цивилизованным, результаты отрицательные. Но инициатив вернуть государственные компании пока нет. Если какие-либо партии или общественные движения обратятся в правительство, возможно, что-то изменится, но в ближайшей перспективе таких проектов нет.

Звонок от телезрителя: — Добрый вечер, меня зовут Александр. Наша управляющая компания отключает свет и воду очень часто, при отключении света горят электроприборы. Что с этим делать? Адрес: проспект Новгородский, 113.

— Есть определенные нормативы допустимого времени на отключение. Если управляющей компании необходимо провести какие-то работы, она должна уведомить жителей, чтобы они могли подготовиться к отключениям. Мы проводим проверки законности отключений, поэтому граждане могут обратиться к нам по этому поводу.

Замена на поле

— Как всё-таки можно поменять управляющую компанию?

— Поменять управляющую компанию можно, для этого необходимо провести общее собрание собственников. Если собственники не хотят проводить собрание, есть 165 статья Жилищного кодекса, которая позволяет собственникам в случае неисполнения компанией своих обязанностей обратиться в муниципальное образование, описать нарушения, и тогда муниципальное образование организует это собрание.

— Сегодня есть такая система как gis-zkh.ru, где управляющие компании должны размещать о себе информацию. На данный момент больше 200 ТСЖ и ЖСК не разместили о себе информацию, хотя должны были сделать это 1 июля. Чем это чревато и для чего нужна эта система?

— С 1 января наступит ответственность за неразмещение информации, поэтому размещать её всё равно придётся. В системе ЖКХ предусмотрено очень много информации, которую может получить собственник: технический паспорт, площади, из которых рассчитывается оплата, акт выполненных работ, бухгалтерская отчетность компаний.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.