— Николай Петрович, с 1 января 2017 года вступил в силу закон, согласно которому все транспортные средства, которые регистрируются на территории страны, должны быть оборудованы системой экстренного реагирования. Сегодня система «Глонасс» позволяет контролировать маршруты пассажироперевозок. Насколько у нас это в регионе развивается и востребовано ли?

— Конечно, востребовано. Благодаря этой системе весь транспорт, включая пассажирский, мы можем контролировать. Мы можем контролировать скорость движения, отслеживать вовремя ли прибывают туда, куда нужно. У нас есть государственное бюджетное учреждение Архангельский — телекоммуникационный центр, который занимается развитием и обслуживанием системы «Глонасс». У нас сейчас порядка 139 договоров с перевозчиками, около 650 машин оборудовано этой системой.

— А на скольких маршрутах сегодня действует данная система?

— На 22 муниципальных маршрутах.

Звонок от телезрителя: Здравствуйте, меня зовут Владимир Павлович. В марте я задавал вопрос губернатору по поводу мобильной связи в Красноборском районе в посёлке Комсомольском, в котором проживает 200 человек. Летом, конечно, в два раза больше. Губернатор ответил, что это не в его компетенции, что нужно задавать вопрос непосредственно директорам мобильной связи.

— У нас работают коммерческие операторы. Они развивают сотовую связь, если есть экономическое обоснование. Если проект экономически не окупаем, то, к сожалению, операторы туда не придут. А к экономически обоснованным операторы относят населённые пункты от тысячи человек. Поэтому, к сожалению, в таких маленьких населённых пунктах пока сотовой связи не будет.

— Возвращаясь к системе «Глонасс»: сейчас к ней в основном подключены межмуниципальные маршруты. Последует ли продолжение? 

— Конечно. Сейчас у нас подключено много органов власти, больниц, поэтому мы развиваем эту систему. Буквально до эфира у нас было совещание в администрации, где мы с коллегами обсуждали общедоступность данной системы. Это позволит сократить затраты на её содержание. У нас в планах разработка мобильных приложений для того, чтобы пассажиры могли отслеживать транспорт и знать, когда он подъедет.

Борьба с цифровым неравенством

— Архангельская область также в ногу со всей страной реализует программу устранения цифрового неравенства. Это задача государственного масштаба. 

— У нас, с точки зрения обеспечения жителей связью, есть две темы. Первая — это крупные города, где присутствуют все основные федеральные операторы. Там нет проблем с услугами связи. Вторая — удалённые сельские населённые пункты. С ними тяжёлая ситуация по всей стране, так как операторы туда не пойдут, если не будет федерального финансирования. Такая федеральная программа появилась. Она выросла из предыдущей — о предоставлении универсальных услуг связи. Ранее в России было 50 тысяч населённых пунктов, в которых не было никакой связи. В рамках федеральной программы были установлены универсальные таксофоны во всех населенных пунктах. Из данной программы выросла программа устранения цифрового неравенства. 

— А технически как все это обеспечивается? Ведётся ли какой-то мониторинг исправности оборудования? 

— Да, конечно. Удалённый мониторинг оборудования производится. Эта связь довольно надёжная, потому что там используются волоконно-оптические технологии. То есть, прокладывается волокно до населённого пункта, устанавливается оборудование, защищённое от воздействий погодных условий. Далее в радиусе 100 метров обеспечивается связь wifi со скоростью не менее 10 мегабит в секунду. 

— А эти пункты с оборудованием, как правило, находятся в каких-то общественных учреждениях? 

— Места для установки согласовывались с администрацией населённого пункта. 

— А от этого централизованного места можно себе домой провести интернет? 

— Можно, но тут понадобятся дополнительные средства. 

— А каким видится итог программы по устранению цифрового неравенства? Останутся ли места, куда интернет не зайдёт?

— К сожалению, да. В рамках этой программы обеспечены связью населённые пункты с населением 250-500 человек. Предполагалось, что пункты с большей численностью будут для операторов экономически привлекательны. В некоторых регионах так и есть. Но в регионах, где низкая плотность населения и большие территории, эта тема не срабатывает.

Интернет-безопасность

— Сегодня, наверное, везде, где есть интернет, существуют проблемы, связанные с мошенниками. В задачи министерства входит обеспечить некую безопасность. Есть определенные рычаги, правила, которые нужно соблюдать? 

— Да, мы отвечает, в том числе, и за информационную безопасность. И есть набор достаточно простых правил, которые необходимо соблюдать. Если вы пользуетесь какими-то гаджетами, то обязательно установите антивирусное программное обеспечение. Отечественное антивирусное программное обеспечение у нас мирового уровня. Это первая обязательная вещь. Второе, наверное, самое главное правило — это личная осторожность. Наиболее часто вирусы приходят в сообщениях по электронной почте, поэтому если вы увидели письмо от неизвестного адресата, то удалите его.

Звонок от телезрителя: Добрый вечер, меня зовут Виктор Николаевич. Я из Северодвинска. Сейчас стали применять систему автоответчиков, когда дозваниваешься до какого-либо учреждения. Просят постоянно нажимать на кнопки и ждать. У людей не выдерживают нервы. Раньше было гораздо удобнее. 

— Это система, когда человек автоматически по меню выбирает, куда ему попасть. Она сейчас очень распространена. Там, где это организованно правильно, то и работает хорошо. Как-то ограничить это законодательно не представляется возможным.

Госуслуги онлайн

— Приход интернета даже в самые отдалённые территории в первую очередь позволяет жителям региона получить доступ к порталу госуслуг. Но востребованы ли они в этом виде? И какие из них пользуются особой популярностью?

— Услуги наши граждане могут получить тремя способами. Непосредственно в учреждении, в многофункциональном центре или электронным способом. Электронный ресурс, думаю, через какое-то время станет основным. У нас на портале госуслуг сегодня зарегистрировано 60 процентов населения Архангельской области. Ещё в 2016 году это было только 35 процентов. То есть, электронные службы пользуются популярностью. Есть указы президента, согласно которым мы должны в 2017 году оказать не менее 60 процентов госуслуг, а в следующем — не менее 70. 

— А какие самые популярные государственные услуги? 

— Запись на приём к врачу — самая популярная услуга. А также дневники для просмотра успеваемости и посещаемости. На третьем месте — получение водительских прав, заграничного паспорта. 

— Если говорить о сегменте МФЦ. Сеть расширяется? Какую долю она занимает? С какими вопросами чаще обращаются? 

— Сеть МФЦ уже построена. У нас сейчас 30 отделений. Мы должны были 90 процентам населения дать возможность посещать МФЦ. Сегодня этот показатель у нас превышен, получилось около 93 процентов. Поэтому новые отделения пока не открываем.

Звонок от телезрителя: Здравствуйте. Меня зовут Любовь Люмина. Я из Архангельска. У нас есть деревня в 50-ти километрах от Карпогор. Будет ли там хоть какая-то связь?

— По этому населённому пункту нужно посмотреть. Конечно, где операторам выгодно, там уже проведена сеть. У нас есть техническая возможность обеспечить связь и интернет везде, потому что кроме сотовых операторов ещё есть спутниковые. И территория Архангельской области спутниковым оператором «покрыта» полностью. Но там стоимость оборудования достаточно высокая. 

— То есть, если в деревне несколько домов, то они могут сообща приобрести оборудование? 

— Да, такие случаи уже есть. Операторскую лицензию получить у нас несложно. Я был недавно в Лешуконском районе, где подобная проблема данным способом решена. Только там связь несколько хуже. Но отправить почту или зайти на какие-то сайты вполне можно.

Новые возможности

— Доступный интернет нам поможет, в том числе, и в развитии телемедицины. Архангельская область вошла в число приоритетных регионов по продвижению этой программы. Если говорить о глубинке, то возможности использовать там телемедицину расширяются каким-то образом?

— Наша задача — как раз обеспечить строительство линии связи, чтобы в этих населённых пунктах была возможность подключить соответствующее оборудование. Сейчас уточняется список населённых пунктов, которые будут обеспечены в последующие годы такой возможностью. Надо отдать должное нашим коллегам из минздрава. У нас эта тема развита довольно неплохо.

— Не только она. В ближайшем будущем в Архангельской области появится мультимедийный атлас. Можно несколько слов о том, когда и как?

— Интересная тема. Когда готовились к празднованию 80-тилетия Архангельской области, по поручению губернатора организовали опрос: «Что бы хотели люди получить, какое мероприятие для них было бы интересным?». И этот атлас набрал много голосов. Поручение поступило, и мы за него с удовольствием взялись. Наш атлас будет электронным. Работает над ним большой коллектив. Мы видели уже некоторые разработки. Я думаю, что это будет интересная штука. По плану, мы должны закончить его к концу года. Он будет доступен всем.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.