Оксана Воскресенская назначена начальником регионального управления Минюста РФ
Экономика
​Архангельский тралфлот: инвестиции под нож?

​Архангельский тралфлот: инвестиции под нож?

29.11.2017 16:52Евгений РОЧИНСКИЙ
Рыбопромышленная отрасль страны взбудоражена информацией о возможном отказе от исторического принципа распределения квот на вылов биоресурсов.

Первым под удар попал краб — ёмкость этого рынка составляет 120 миллиардов рублей в год. Перераспределение квот окажет катастрофическое воздействие на инвестиционные планы ключевых рыболовных и рыбоперерабатывающих предприятий страны. И Архангельский траловый флот — не исключение.

О предстоящей революции в рыбной отрасли сообщил «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники. По данным издания, неизвестные авторы обратились с письмом к президенту РФ, в котором предложили пересмотреть принципы распределения квот на вылов краба. В частности, предлагается разыгрывать квоты на открытых аукционах без гарантий для компаний, которые владеют квотами в настоящий момент. Кроме того, авторы письма считают, что необходимо отказаться и от выдачи так называемых инвестиционных квот — то есть тех, которые выделяются под строительство судов-краболовов.

Квоты — на аукцион

Новации предполагают отказ от исторического принципа распределения «крабовых» квот и переход на их выдачу путём проведения открытого аукциона. В чем тут соль? Действующий механизм построен таким образом, что предприятия, получившие квоты в 2000-х годах, автоматически продлевают их на следующий период, если соблюдают условия вылова. При переходе на аукционы никакой гарантии продления квот уже не будет, поскольку компании должны соревноваться по цене.

Вторая новация — отказ от инвестиционных квот для краба (когда компании могут получить квоты, пообещав построить суда-краболовы в РФ) под тем предлогом, что «строительство краболовных судов в силу их низкой технической вооруженности не создаст предпосылок для развития высокотехнологичного отечественного судостроения».

Участников рынка эти инициативы в буквальном смысле шокировали. В настоящее время Россия — крупнейший экспортёр краба в мире. Ежегодная квота на вылов этого биоресурса составляет 80 тысяч тонн для Дальневосточного бассейна и 15 тысяч тонн для Северного. И промысловики, и судостроители считают предлагаемые меры губительными для своих отраслей. При этом аукционную систему распределения квот начала 2000-х годов иначе как «неудачным экспериментом» не называют. Аукционы по крабу 2004 года привели к тому, что большинство предприятий разорилось, и на рынке остались игроки, работающие за счёт иностранных кредитов, отметила в интервью «Коммерсанту» глава Ассоциации краболовов Севера Татьяна Соколова.

Митинг сотрудников тралфлота в 2004 году. Фото Елены Угловой, «Рыбак Севера».Митинг сотрудников тралфлота в 2004 году. Фото Елены Угловой, «Рыбак Севера».

Инвестиции — под нож

Но передел крабовых квот — это только начало, считают в отрасли. В очень серьёзной зоне риска благодаря новациям оказался Архангельский траловый флот. Напомним, АТФ — крупнейшее предприятие на Северо-Западе России, занимающееся добычей и переработкой морепродуктов. Ещё четыре года назад существование тралового флота в Архангельске стояло под вопросом. Компания не осваивала квоту, суда находились в плачевном состоянии, береговая инфраструктура стремительно разваливалась. Приватизация предприятия в 2014 году буквально вдохнула в него новую жизнь. Полностью изменились принципы управления, обновился флот, появились средства на развитие переработки и собственной ремонтной базы.  

Смена правил игры в рыбной отрасли ставит под угрозу глобальные планы АТФ. Генеральный директор компании «Архангельский траловый флот» Алексей Заплатин не скрывает, что в случае положительного решения по аукционам, инвестпрограмма тралфлота будет пересмотрена «драматическим образом».

— Две недели назад до рыбаков дошла информация, что один из видов биоресурсов пытаются вывести на аукцион. Это повергло в шок, потому что исторический принцип — ядро неделимое, это такое целое, из которого нельзя вычленять  отдельные виды биоресурсов и пускать их на аукцион. Если сегодня вытащить  краба, завтра это может быть палтус, послезавтра треска, — отметил в интервью журналистам генеральный директор АТФ. Предстоящая перспектива по его словам очень сильно  взволновала отрасль, на экстренном заседании общественного совета при Росрыболовстве в Москве дали оценку происходящему и обратились к правительству с просьбой не допустить аукционов.

— Аукционы мы уже проходили. Они были в начале двухтысячных. Но затем удалось выстроить систему, которая позволила отрасли динамично развиваться. Это исторический принцип наделения квотами, — комментирует ситуацию Алексей Заплатин. — Сейчас идёт подготовка к перезаключению договоров на следующий период. Год назад на Госсовете по рыболовству, который инициировал Владимир Путин, была убедительно доказана обоснованность распределения квот именно по историческому принципу, даже предлагалось наделять квотами сразу на 15 лет вместо десяти. Это не могло не радовать тех, кто связан с рыбодобывающей отраслью. Это позволяло  планировать деятельность компаний на перспективу, инвестировать в их развитие. Архангельский траловый флот ежегодно инвестировал порядка двух миллиардов в развитие предприятия. Аукционы отбросят нас на десяток-другой лет, это объективная реальность. 

На сегодняшний день в стране  остро стоит проблема обновления флота, и она тоже начала решаться. 20 процентов из ряда водных биоресурсов, которыми сегодня располагает Россия, правительство РФ решило  отдать для поддержки предприятий, что построят на отечественных верфях рыбодобывающие суда. АТФ первым в России заказал на Выборгском судостроительном заводе четыре современных траулера,  привлекли серьёзные средства (каждый траулер — порядка четырёх миллиардов рублей).

По словам генерального директора АТФ, пересмотр системы квот приведёт к глубинным изменениям в самой отрасли. Через кредитование российских компаний на рынок выходят иностранные игроки. Может вернуться незаконный браконьерский промысел, который за последние десять лет удалось искоренить. В конечном итоге это может привести к существенному переделу рынка.

— Рыбаки в последнее время все средства вкладывают в инвестиции, очень много привлекают кредитов, — продолжает Алексей Заплатин. — Созданы общественные объединения компаний, к примеру, некоммерческое партнерство «Северо-западный рыбопромышленный концорциум» (в него вошёл АТФ). Если одна из компаний в рамках партнёрства даже не строит пароходы, то помогает другой взять кредиты в банке. Естественно, для нас аукцион — это очень большой удар. АТФ, кроме инвестиций в суда, запланировал строительство рыбоперерабатывающего завода в Архангельске с выпуском порядка 12 тысяч тонн продукции в год. Конечно, на этом придётся поставить жирный крест. Желание у нас есть, но финансовых возможностей не хватит. А ведь любое  судно, любая инвестиция — это еще и развитие береговой инфраструктуры. Построим завод — 12 тысяч тонн рыбопродукции нужно будет привести сюда, хранить, переработать, отправить потребителю, нужно снабдить суда, которые привезут рыбу, заправить их топливом. Это связано с огромным количеством наших контрагентов. И они тоже озабочены тем, как мы будем развиваться. Наш рыбный порт включён в стратегию развития рыбной отрасли. Неужели придётся отказываться от всех планов?

Закладка нового траулера Архангельского тралфлота после приватизации компании. Фото пресс-службы Выборгского судоремонтного завода.Закладка нового траулера Архангельского тралфлота после приватизации компании. Фото пресс-службы Выборгского судостроительного завода.

Аукцион — это нестабильность

По нашей информации, правительство Архангельской области уже подготовило обращение в адрес федеральных властей о том, что исторический принцип распределения квот необходимо сохранить. 

— Аукцион — это нестабильность, которая не позволит нашим предприятиям строить планы на будущее. Сегодня исключат краба, завтра это может быть треска или пикша, — рассказывает министр АПК и торговли Архангельской области Ирина Бажанова. — Нам необходимо развивать Северный морской путь, мы настроены на то, что у нас будут открываться новые предприятия по переработке рыбы. Сегодня уже можно говорить о двух таких объектах, которые заявлены под инвестиционные квоты. Как регион, мы заинтересованы в развитии рыбного порта Архангельска, в увеличении заходов судов на наши верфи, выгрузке здесь рыбопродукции.

Министр напомнила, что существует постановление правительства РФ о защите внутреннего рынка путём доставки населению нашей страны свежей качественной продукции через порты России, среди которых Архангельск занимает далеко не последнее место. 

— Поэтому мы делаем всё, чтобы  ситуация сложилась в пользу наших рыбаков. Будем надеяться, что общественное мнение и отраслевиков, и приморских регионов будет услышано, — подчеркивает Ирина Бажанова. — В рыбохозяйственном совете, который состоится в начале декабря под руководством Аркадия Дворковича, планирует участвовать и губернатор Архангельской области Игорь Орлов. Сохранение исторического принципа распределения квот для рыбной отрасли будет одной из главных тем его выступления.

Поддержка по всем фронтам

В настоящее время позицию отраслевиков поддержал и общественный совет при Росрыболовстве. Как отмечается в публичном заявлении этой организации, все российские предприятия, занимающиеся выловом водных биоресурсов, получили право на добычу в ходе всеобщих или специализированных аукционов, заплатив за это в общей сложности не менее 100 миллиардов рублей. Право на перезаключение договоров, истекающих в 2018 году, — «базовый принцип законодательства о рыболовстве», важность сохранения которого была отмечена президентом. Также в решении отмечено, что и инвестквоты разрабатывались по поручению президента, сейчас направляются заявки на них. На ноябрь рыболовные компании уже заключили твердые контракты на 15 судов, что окажет позитивное влияние на российское судостроение.

На защиту рыбопромышленной отрасли встала Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Представители ОСК попросили правительство сохранить нынешний механизм распределения квот. В зону риска из-за грядущих изменений попал Хабаровский судостроительный завод, которому изменения инвестпроектов предприятий грозят  недозагрузкой мощностей и банкротством.

В конце ноября 2017 года президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин обратился к помощнику президента РФ Андрею Белоусову. Именно он в ближайшее время должен предоставить главе государства рекомендации по вопросу целесообразности вывода «крабовых квот» из «исторического принципа». По мнению Шохина, неизбежным результатом положительного решения по этому вопросу станет серьезное сокращение инвестиций рыбопромышленных предприятий, общее ухудшение инвестиционного климата в рыбной отрасли и обострение социально-экономических проблем в прибрежных регионах страны. 

В ближайшее время вопрос по квотам на краба будет рассмотрен на уровне правительства Российской Федерации.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.