Общество
​Эксперты центра «Леда» в Архангельске: «Вовремя целуйте, балуйте и развивайте детей»

​Эксперты центра «Леда» в Архангельске: «Вовремя целуйте, балуйте и развивайте детей»

26.11.2017 13:48Светлана СПИЦЫНА
Директор центра детского развития «Леда» Ирина Орлова и её заместитель Ирина Ляпина поделились с журналистами «Регион 29» своим видением проблем современных детей и их родителей.

— Не раз приходилось слышать, что у современных детей — серьёзные проблемы со способностями к обучению речи, а в дальнейшем — к письму и чтению. Так ли это, и насколько актуально для нашего региона?

Ирина Ляпина: Тенденция увеличения численности детей с нарушениями в развитии речи наблюдается в целом по России, и Архангельская область — не исключение. Если в дошкольном возрасте устная речь ребёнка сформирована некачественно, недостаточно и несвоевременно, это скажется негативным образом на способностях к письму и чтению. Возможными станут проблемы дисграфии — патологической неспособности овладеть правильным письмом, дислексии — невозможности читать и дисорфографии — непонимании правил русского языка. В Архангельске через систему ПМПК (психолого-медико- педагогической комиссии) выявлены лёгкие нарушения речи у 2500 детей, тяжёлые нарушения — у 800.

Ирина Ляпина.Ирина Ляпина.

— Какие ключевые факторы влияют на развитие детей?

Ирина Ляпина: Выделяют два фактора — биологический и социальный. Первый параметр связан с наследственностью, экологией и особенностями раннего возраста ребёнка, второй зависит от окружения. Важно то, что слышит ребёнок, ведь свою речь он развивает за счёт подражания. Сегодня много слов-усечений: «телек», «комп», «ок». Язык упростился, много заимствованных слов и при этом минимизирован контакт с ребёнком. Дети вместо живого общения получают искажённое — телевизионное или компьютерное. Только в диалоге с родителями формируется словарный запас малыша, поэтому отвечайте на его вопросы, исследуйте вместе явления мира.

— Также сегодня ведутся споры о вреде раннего развития детей: якобы несвоевременное обучение буквам и цифрам мешает созреванию других важных для этого возраста зон мозга, отвечающих за саморегуляцию — умение слышать и слушаться, учиться управлять своим психическим состоянием. Как считаете вы?

Ирина Орлова: В раннем возрасте мозг ребёнка пластичен и впитывает огромное количество информации. С двух до пяти лет дети усваивают столько, сколько мы за 60 лет своей жизни усвоить не можем. Но здесь тоже нужно понимать: что, когда и как мы даём ребёнку. Обучение цифрам и буквам хорошо, но в свое время. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игровая, если её заменить учебной, это может повлиять на психическое развитие. Можно учить буквам и цифрам, но только через игру. Посчитайте, сколько кубиков повезла машинка, но ни в коем случае не сидя за столом как за партой. В раннем возрасте до трёх лет лучше уделить внимание лепке и рисованию, взаимодействию ребёнка с игрушками.  И лишь когда сформирована психически-познавательная деятельность, заниматься учёбой. Если ребёнок не наиграется в дошкольном возрасте, в дальнейшие годы родители и учителя могут столкнуться с девиантным поведением.

Ирина Орлова.Ирина Орлова.

— Какие особенности в общении с современными детьми вы замечаете как специалисты?

Ирина Ляпина: Честно говоря, стало сложнее работать с родителями, нежели с детьми. Нужно искать разные подходы, чтобы цели педагогов и родителей в образовании совпадали. Если говорить о детях с проблемами в развитии, то чаще встречается сочетание осложнений — к дефектам речи добавляются нарушения слуха, зрения или эмоционально — волевого поведения. 

— Что вы посоветуете родителям дошкольников, чтобы в будущем избежать проблем с учёбой и на что обратить внимание уже сейчас?

Ирина Ляпина: Ребёнок должен быть набалован, нацелован в том возрасте, в котором он это позволяет. Нужно уделять внимание развитию талантов ребёнка и общаться с ним. Но сегодня существует тенденция занятых родителей, у которых работа отнимает много времени и сил на детей не остается.

В заключение специалисты центра «Леда» подытожили, что сегодняшние дошкольники не так уж и отличаются от своих сверстников в предыдущих поколениях. Они вовсе не «дети индиго», как принято считать. И по-прежнему задача развития ума, таланта ребёнка лежит на родительских плечах. А детские центры готовы оказать содействие в психологической и педагогической помощи.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.