В этой особенной экспозиции, созданной Санкт-петербургской государственной библиотекой для слепых, вы не найдёте ни манекенов, ни кукол, хотя она обещает сделать зримыми для незрячих посетителей образы персонажей поэмы «Мёртвых душ» — Чичикова и помещиков.
Вместо них в одном из залов усадьбы расставили мебель и арт-объекты. Каждый предмет символизировал какого-либо персонажа или образ.
«Премьера» выставки состоялось в 2016 году в рамках Санкт-петербургского международного культурного форума и была посвящена 175-летию великой поэмы Гоголя.
Монтаж выставки.
— Так как мы библиотека, мы в первую очередь работаем с книгой, — отметила бибиотекарь отдела развития учреждения Ирина Иванова. — Мы создаём выставки, так или иначе связанные с литературным произведением — классическим или современным, отечественным или зарубежным. Оттолкнувшись от календаря памятных дат, как и все библиотеки, мы выбрали Гоголя. Он всегда современен и актуален вне зависимости от того, какой век на дворе. Образы, которые представлены на выставке, мы так или иначе можем встретить и в современном мире.
Ирина Иванова.
Арт-объекты для экспозиции подготовило креативное бюро «АртТерра», которое делает интерактивные выставки по всей России. По словам Ирины Ивановой, специфику их задачи определяло то, что экспозиция рассчитана на слепых и слабовидящих людей.
— Коллеги должны были упрощать предметы, чтобы человек, пришедший на выставку, понимал, с чем имеет дело, — пояснила библиотекарь. — Чтобы он не поранился, чтобы материалы были реалистичными. Объекты должны были одновременно быть и достоверными, и доступными. Потому что мелкие детали слепой человек не прочувствует.
Она также рассказала, что перед тем, как начать работать над выставкой, весь отдел библиотеки перечитал поэмы.
— Мы увидели, как хорошо Гоголь описывает усадьбы помещиков, — рассказала Ирина Иванова. — И мы решили сделать выставку элементов интерьера из усадеб помещиков или того, что их окружало. У Гоголя знакомству с каждым персонажем предшествовало описание условий, в которых он живёт. Это описание мы взяли за основу. Конечно, мы доиграли. Перечитав произведения, мы поняли, что Гоголь приводит почти 10 способов разбогащения от Чичикова.
В карточках, представленных на выставке, собраны только пять лайфхаков от Чичикова, перефразированные на современный манер, но подкреплённые выписками из поэмы:
- устроиться работать на таможню,
- беречь копейку,
- под прикрытием борьбы с коррупцией организовать более эффективные механизмы получения взяток,
- получить госзаказ: строительство заморозить, а деньги присвоить,
- и классическое — накупить крепостных, которые в реальности умерли, а числятся живыми, и сдать их в опекунских совет.
Всё содержимое шкатулки Чичикова можно потрогать.
Достопочтенный стул и стол-бретёр
Тотемом, изображающим сущность Чичикова, служит гибридная конструкция — телега, сооружённая из дорожного чемодана и одного колеса, которое, кстати, по словам Ирины Ивановой, родом из XVIII века — этот антиквариат нашли пылящимся на чердаке в одной из деревень Ленобласти. На эту химерическую бричку водружена заветная шкатулка Чичикова: там и пресловутые «мёртвые души», и мелочь, и писчее перо… Легко убедиться: все ящички выдвигаются, можно смело обследовать.
Пестрядевые мешочки Коробочки.
Коробочку на выставке очень убедительно изображает миниатюрный беленький комодик с птицами. Запасливая героиня им осталась бы довольна: пестрядевые мешочки с мелочью там имеются, как и подушечка.
Ну-ка, ну-ка, а это что за прелесть? Что это у нас такое голубенькое — то ли стул, то ли кукольный вертеп с полупрозрачным розовым занавесом? Что тут гадать: это сахарный господин Манилов с его мечтательностью, бытовой нерасторопностью и эклектичностью интерьера — в силу увлекающейся натуры. Маниловский стул просто уморителен: у него подлокотники со столбиками, похожими на барочные колонны, смотрят в разные стороны. Поэтическая натура, что с него взять! А то, что ножки у стула разные, ну так и что с того?
Как рассказала библиотекарь Ирина Иванова, этот стул партнёры из креативного бюро отыскали на петербургском блошином рынке на Удельной. А потом, конечно, изрядно нам ним потрудились, приводя его в полное соответствие с Маниловым.
Другое дело — медведь Собакевич. Кресло у него — тоже медвежье: с деревянными чашкой, плошкой и ложкой размером с цветочные горшки, прямоугольное и без обиняков. Помещик мог бы сесть в него, и заворчать, как Потапыч: «Кто сидел на моём стуле? Кто ел из моей миски?».
Столик Ноздрёва.
А Ноздрёв — весёлый, «исторический» человек. Или в данном случае — карточный столик с столешницей в виде доски для шашек. Но внимание: стол одновременно — шарманка: там и ручка соответствующая есть — крутишь, и музыка звучит. На столе рассыпана колода карт, но особенных — на них шрифтом Брайля обозначены масти и значение. Так что при желании незрячие посетители выставки могут смело заложить банчишко и сыграть партию-другую: благо, экспозиция интерактивная и рассчитана на маленькие группы, чтобы можно было не суетно передвигаться от экспоната к экспонату, попутно слушая аудио-отрывки из поэмы.
Дряхлому стулу Плюшкина, кажется, не одна сотня лет: ржавые пружины, спинка, которая словно вот-вот может рассыпаться, мотки бечёвки. А на стуле — связки ключей, которые уже не пригодятся, — наверняка хозяин давно позабыл, какие двери ими отпирать, — сургучная печать, которая тоже валяется без дела... И маленькая деталь — давным-давно высохшая корка от лимона.
Плюшкин, как он есть.
Ещё на выставке есть два объекта, которые представляют не помещиков, а более размытые образы — птицу-тройку или те самые мёртвые души — извозчика, сапожника, лесника и бурлака, шапку для которого художники валяли из шерсти специально.
Добавим, что выставка «Мёртвые души — живые образы» будет открыта до 10 декабря.