В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
ТВ
Психолог УФСИН Архангельской области Ольга Дроздова рассказала о работе с заключёнными

Психолог УФСИН Архангельской области Ольга Дроздова рассказала о работе с заключёнными

10.10.2017 21:38Ирина ИВШИНА
Интервью Ирины Ившиной.

Ирина Ившина (далее корр.): Здравствуйте, в эфире программа «13 этаж», меня зовут Ирина Ившина. Уже 25 лет в уголовно-исполнительной системе региона работает психологическая служба, которая помогает сотрудникам УФСИН бороться со стрессом и поддерживать заключённых, решивших встать на путь исправления. В арсенале 61 психолога арт-терапия, релаксация и даже гипноз. Подробнее об этом расскажет начальник межрегионального отдела психологической работы УФСИН России по Архангельской области Ольга Дроздова. Ольга Игоревна, здравствуйте.

Ольга Дроздова (далее О.Д).: Здравствуйте, Ирина.

Корр.: Расскажите, пожалуйста, об основных задачах психологической службы УФСИН, с чем вы работаете?

О.Д.: Я бы выделила три основных направления работы. Первое – это помощь в адаптации, как сотрудникам, так и осужденным, подозреваемым и обвиняемым. Второе -  это психологическое сопровождение или помощь в поддержке отбывания наказания, и третье - это коррекция. Если рассматривать по целям, то, наверно, основной целью психологической службы уголовно-исполнительной системы является эффективность исполнения наказаний с помощью психологических методов, с помощью психологической науки и практики.

Корр.: Я не совсем понимаю – эффективность исполнения наказаний с помощью науки, с помощью психологии. То есть вы облегчаете наказание или усложняете, я не совсем поняла?

О.Д.: Основная функция – это не усложнить или облегчить наказание, а подготовить осуждённых к освобождению, и эта работа начинается с первого дня отбывания наказания.

Корр.: Но у меня тогда возникает логический следующий вопрос: не редки случаи, когда осуждённый, только-только выйдя на свободу, буквально тут же совершает преступление, возвращается обратно, а потом говорит, что сознательно это сделал, потому что на зоне ему комфортнее, чем на воле. Почему происходят такие ситуации?

О.Д.: Вы знаете, есть несколько причин, по которым осуждённым действительно комфортнее находиться в местах лишения свободы. Во-первых, стабильность, стабильность жизни в учреждении: строгий режим, режим жизни - утром тебя разбудят, зарядка, утренний туалет, завтрак, если необходимо, то возможность учиться в школе. Предоставляется возможность получить любую рабочую профессию в профтехучилище, которые находятся на территории учреждения. Это возможность  зарабатывать пусть небольшие, но деньги на свое проживание. Также бытовые условия, и ни над чем над этим не нужно думать самому человеку: где брать деньги, чтобы было на что покушать и купить себе одежду, нет проблем с тем, как делать так,  чтобы крыша над головой не протекала, чтобы было тепло и уютно. Я не хочу сказать, что для всех осуждённых условия отбывания наказания являются комфортными и приемлемыми, конечно,  нет. Всё зависит от условий жизни, к  которым привык человек, но для большинства из них в колонии достаточно стабильно. Это первая причина. Вторая - это то, что сотрудники уголовно-исполнительной системы в своей работе стараются не допускать проникновения запрещённых предметов на территорию учреждения. Если мы посмотрим статистику, то очень многие осуждённые совершают преступления, находясь в стадии либо алкогольного, наркотического опьянения, либо под действием психотропных веществ. Это то, что в учреждениях уголовно-исполнительной системы является запрещенным предметом, то есть, находясь в условиях отбывания наказания, осуждённые независимо от них  находятся в стадии ремиссии. Я не скажу, что происходит выздоровление от наркотической и алкогольной зависимости, конечно, нет. Для этого должна проходить и проводится серьёзная психологическая работа с проработкой внутренних проблем, с приобретением новых поведенческих навыков и так далее. Но очень многие осуждённые, выходя из мест лишения свободы, открыто заявляют, что тюрьма помогла им продлить жизнь. Да, действительно это так, для многих это так. Еще одной из причин я бы назвала невозможность другого вида жизни. Когда с осуждённым начинаешь работать и начинаешь с ним разбирать преступления, которые он совершил - первая судимость, вторая судимость -  ты с ужасом понимаешь, что цикличность жизни, которую ведёт осуждённый, неизбежно приводит к совершению новых и новых преступлений. Знаете, как в фильме «Джентльмены удачи»: выпил, украл, сел – романтика. И действительно очень многие живут по такой схеме, а изменить эту схему как раз и помогает психолог.Но как бы легко это ни звучало, это очень сложная работа, и самое главное - внутренняя работа для каждого человека.

Корр.: Вы описываете быт осуждённых – кормят, учат, делают им документы и психологическую помощь оказывают. А ведь в местах лишения свободы находятся убийцы и насильники и мошенники. В чём тогда наказание, если там стабильность, там спокойная и сытая жизнь? Это я не совсем понимаю.

О.Д.: Самое большое наказание - это лишение свободы, то есть человек не волен сам распоряжаться своей жизнью, своими желаниями, идти туда, куда он хочет, ложиться спать в то время, в которое ему комфортно и хочется. Вся его жизнь подчинена распорядку жизни в учреждении. Это первое. Второе, в чём наказание, -  в том, что я не волен проводить и планировать свою жизнь так, как хочу, и не могу встречаться с людьми, с которыми бы хотел и с той частотой, с которой бы мне, может быть, этого хотелось, я не могу куда-то ехать отдыхать и так далее и так далее. Я даже по продуктам питания зависим, зависим от того, чем кормят меня в столовой и что я могу приобрести в магазине, который находится на территории учреждения, либо что мне привезут родственники. В этом основная суть наказания, а что касается того,  почему очень много сотрудников занимаются с ворами и убийцами и насильниками – вы знаете, какое бы преступление ни совершил человек, какой бы срок наказания ему ни был за это преступление назначен государством, неизбежно наступает конец срока отбывания наказания, и все эти люди  возвращаются к нам в общество. Вы не можете знать, кто будет завтрашний ваш сосед по площадке, который несколько лет не появлялся в своей квартире. Вы не можете знать, кто будет завтрашний ваш коллега по работе, который сегодня принят в ваш отдел или в вашу организацию, в которой вы работаете. Вы не можете знать, кто сидит за рулём машины, которая остановилась, и вы переходите дорогу на пешеходном переходе. Поэтому я бы сказала, что работа с осуждёнными, с людьми, которые находятся в местах лишения свободы - это вклад в будущее стабильного общества. Я думаю так.

Корр.: А как часто удаётся разорвать этот порочный круг «выпил, украл, сел»?

О.Д.:Много зависит от желания и от мотивации самого человека. Если человека устраивает такая жизнь, повторюсь, что для многих в учреждении  на самом деле очень комфортно, они являются очень хорошими работниками на производстве, комфортно живут и чувствуют себя в отряде, и поэтому страха перед колонией, то есть снова туда попасть, у них нет. Если у человека действительно есть жёсткая мотивация никогда больше не попадать в места лишения свободы, то есть он замотивирован на то, чтобы вернуться в семью, самому выращивать своих детей или завести семью, или никогда больше не совершать преступления, тогда да, психолог может помочь, но очень много зависит от самого человека. Если на воле человек приходит к психологу, он приходит к нему со своей проблемой, он знает, что его тревожит, или психолог ему помогает в этом определиться, у человека есть мотивация, плюс он за это платит свои деньги, то есть важен результат в работе. В учреждении уголовно-исполнительной системы осуждённые все-таки меньше замотивированы на работу с психологом. Психолог должен ещё сам потратить время на то, чтобы заинтересовать осуждённого, чтобы объяснить ему, чем он может быть для него полезен. Поэтому, конечно, этот процесс такой трудоёмкий, и не только психологическая служба работает с человеком, происходит и воспитательная работа, то есть начальник отряда и социальные работники, в принципе, всё учреждение заточено на это. 

Корр.: Спасибо, Ольга Игоревна. Напоминаю, на 13-м этаже с нами была начальник межрегионального отдела психологической работы УФСИН России по Архангельской области Ольга Дроздова. До встречи в эфире.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.