В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Общество
В Архангельске научный сотрудник музея «Гараж» рассказала, как попасть в современное искусство и выжить в нём

В Архангельске научный сотрудник музея «Гараж» рассказала, как попасть в современное искусство и выжить в нём

03.10.2017 13:18Мария АТРОЩЕНКО
1 октября в архангельской Добролюбовке состоялась интересная и откровенная лекция Ильмиры Болотян о самоорганизациях в искусстве.

Ильмира — художник, куратор и одна из организаторов московского выставочного пространства «Центр «Красный» — как раз-таки самоорганизации, — так что ей было, что рассказать о том, как художникам выживать в современном искусстве вне каких-либо больших культурных институций.

— Каждый художник сам для себя решает, что для него значит быть художником — миссия, призвание или профессия, — отметила гостья. — Но профессией это назвать сложно, во всяком случае в России. Когда вы нигде не устроены и не состоите в Союзе художников, то род деятельности «художник» обычно исправляется на «безработный». Слово «художник» не даёт никакого официального статуса.

Из моряков — в художники

При этом, по словам Ильмиры, найти себе место в современном искусстве может любой человек. Она, например, знает художников-моряков, математиков, врачей…

К тому же никто не запрещает получить академическое художественное образование: например, в Московском художественном институте имени Сурикова или художественно-промышленной академии имени Строганова. Но, по словам Ильмиры Болотян, диплом ещё ничего не гарантируют.

— По моему опыту, большинство выпускников Суриковки и Строгановки просто растворяются, исчезают, их не видно на карте современного искусства, — сказала куратор. — Кто-то расписывает особняки на Рублёвке. Кто-то очень тихо, скромно, не понятно, на что существуя, продолжает писать реалистические пейзажи. Кто-то перепрофилируется. Художница Диана Мачулина считает, что оптимальная программа для художника в современном искусстве — это последовательное или параллельное обучение в традиционном вузе и в школе современного искусства.

Сама же Ильмира считает, что какое-то образование получить нужно обязательно, тем более, что большинство школ современного искусства не имеют аккредитаций и выдают бумажки, которые не везде котируются.

Школа мастера боится

В частности, одна из старейших школ — Институт проблем современного искусства, из которого вышло большинство российских современных художников. Там делается акцент на философии и теории, и многие из его выпускников как раз таки и основали самоорганизации. С другой стороны, в знаменитой Московской школе фотографии и мультимедии имени Родченко акцент, наоборот, — на практике: там учат снимать, фотографировать, заниматься видео-мэппингом. 

Ильмира Болотян закончила институт современного искусства «База», основанный художником, теоретиком, одним из ярких представителей московского акционизма Анатолием Осмоловским.

— Это школа мастера, — рассказала Ильмира, — человека, который разработал программу, который представляет, каким должно быть искусство и транслирует это понимание своим студентам, жёстко их критикуя, если что. На одном из первых занятий Анатолий сказал нам: «Значит так. Я атеист, прогрессист, антифашист и левый. Если кому-то это не подходит, выходите сразу».

То есть, каждая из школ, которую возглавляет мастер, имеет свой собственный вектор. А ещё в той же «Базе» один преподаватель говорил одно, а второй — другое. Считается, что это помогает начинающему художнику выработать свой независимый подход.

Самоорганизации тоже выгорают

Когда художник, как и любой выпускник, оказывается в мире, как в открытом космосе, от него требуется выработка своей стратегию. И тут, как рассказала Ильмира, могут быть бесконечные вариации. Например, стрит-артист из Владивостока Павел Шугуров, по сути, обманом создал вокруг себя среду обитания, начав выставляться от имени 33 выдуманных художников.

Возможно, именно своеобразное одиночество и нехватка среды заставляют молодых современных художников создать независимые объединения — самоорганизации. Часто их основывают именно выпускники какой-либо школы. Так, Ильмира и ещё 15 выпускников «Базы» в 2015 году основали в Москве центр «Красный». Все вопросы в нём — вплоть до принятия заявки от какого-либо художника — решались голосованием. Кроме того, они делали ставку на художников вне устоявшихся иерархий. 

Тем не менее, Ильмира рассказала, что самоорганизация — это не какая-то зона комфорта.

— Это всё время борьба, причём со своими же, внутри коллектива, — отметила Ильмира. И добавила, что сейчас в «Красном» своеобразный кризис.

— Те, кто начинал, уже немного выдохлись, — пояснила гостья, — потому что в эти два года каждые две недели мы фигачили выставки — свои и других художников. И когда ты координируешь выставку другого художника, приходишь и видишь, что он не закрасил после себя стены и оставил грязь, ты начинаешь выгорать. И вот так костяк центра потихоньку выгорел. Поэтому в этом году решили не делать выставки сторонних людей. 

Дёшево и сердито

На примере других самоорганизаций Болотян показала участникам лекции, что для того, чтобы делать искусство, вовсе не обязателен большой бюджет. Например, одна из новых самоорганизаций — «АРХIV» — делает эффектные, но дешёвые однодневные выставки на самые разные темы — о цензуре, гендере, насилии и многом другом.

И хотя для современных художников нет профсоюзов, Ильмира всё же рассказала, куда можно обратиться за поддержкой. Так, московский центр творческих индустрий «Фабрика» предоставляет мастерские, — помещения пусть и «убитые», но бесплатно, — может помочь с печатью афиш к выставке.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.