В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/22
Общество
30 сентября в Архангельске откроется выставка антикварных кукол

30 сентября в Архангельске откроется выставка антикварных кукол

29.09.2017 17:10Мария АТРОЩЕНКО
«Регион 29» словно очутился на старом чердаке: побывал на монтаже уникальной выставки «Игрушки моего детства».

Порядка 500 предметов из своего собрания антикварных и винтажных кукол и игрушек в Архангельск привезла санкт-петербургский коллекционер Марина Белякова. Это добрая половина её коллекции, которая насчитывает больше тысячи игрушек: не только кукол, но и кукольной мебели и посуды, машин, механических и мягких, а также ёлочных украшений, скакалок, весов, телефонов и прочего, и прочего.

Сокровища из её коллекции, созданные во Франции, Германии, США, Португалии, Швеции, Японии, Мексике и СССР, относятся к периоду с конца XIX до начала XXI века. Большинство — промышленного производства. 

Фабричная душа

Любопытно: в одном из интервью в одном из городов, в которых куклы Беляковой уже успели побывать, коллекционер сказала, что у фабричной куклы есть душа, а авторская, напротив, — мёртвая. Что странно, ведь принято считать, что ручная работа много ценнее «штамповки».

Марина Белякова с архангелом.Марина Белякова с архангелом.

— Это совершенно субъективная точка зрения, которая не претендует ни на что, — пояснила нам Марина Белякова. — Дело в том, что я начинала именно с авторской куклы. Ею я занималась года три, у меня даже была школа, где я организовывала мастер-классы известных московских мастеров. Но я заметила, что, когда человек делает авторскую куклу, она больше всего похожа на него самого. То есть, это достаточно эгоистичное произведение: человек просто выражает себя. Потом, эта бесконечная череда эльфов, волшебниц… Это чудовищно скучно, на мой взгляд. А у меня всеми этими игрушками, за исключением двух-трёх кукол, играли. Они сохранили память времён, память детских пальчиков. И эта энергия никуда не уходит. А поскольку она детская, она настолько чистая, светлая, радостная. Это ощущается совершенно чётко, как и то, что кукла совершенно сакральное существо, и она жива.

То есть, по словам Марины Белякова, такая кукла — это своего рода отражение времени, но облагороженное энергией.

Этот пупс стал героем новостей петроградской газеты 1926 года. Его, забытого в трамвае, приняли за настоящего малыша. Сейчас он, конечно, не в лучшей форме.Этот пупс стал героем новостей петроградской газеты 1926 года. Его, забытого в трамвае, приняли за настоящего малыша. Сейчас он, конечно, не в лучшей форме.

«Ей — 42, а моя она — 12 лет»

К слову, коллекции Беляковой — 42 года, хотя сама она обладает ею 12 лет.

— Я купила основу, которую до меня собирали 30 лет, — рассказала Марина Белякова. — Затем в течение 12 лет я её сама пополняла, а она, к тому же, путешествовала. Так что сейчас она составляет только треть от моей коллекции. 

Коллекция Беляковой, действительно, много путешествует. Куклы из неё побывали в Ярославле, Владимире, Калининграде, Новгороде, Екатеринбурге, Минске и Бресте.

— Коллекция обогащается не только предметами, но и общением — в каждом городе, — отметила женщина. — В музеях мы общаемся с людьми, которые в них работают — это, как правило, энтузиасты, творческие люди, — которые тоже вкладывают свою энергию, свои мысли в кукол. Получается, что экспозиция — это результат работы очень многих людей — их мыслей, творчества… И это очень интересно.

Негритёнка мистера Смита советский солдат привёз домой из Берлина.Негритёнка мистера Смита советский солдат привёз домой из Берлина.

Блокадный кот и негритёнок из Берлина

На первом этаже усадебного дома Екатерины Плотниковой, где шла подготовка к открытию выставки, царил настоящий творческий беспорядок. Пахло утюгом — сотрудники музея гладили крохотные кукольные платьица.

— Мы здесь задействуем все возможные площади, — сказала Марина Белякова. — Работа над экспозицией — это самый увлекательный момент в жизни коллекционера.

Увидев, что наш фотограф нацелил объектив на очаровательного плюшевого кота в костюме пажа, коллекционер разрешила не осторожничать.

— Вы можете его вытащить и снимать, как вам удобнее. 

— Страшно: музей всё-таки.

— А я люблю, чтобы кукол трогали. Это не музейный экспонат. Это коллекция, и она интерактивная. Вы можете его посадить, как вам удобнее.

Мистер Смит — любимец публики.Мистер Смит — любимец публики.

Кота — любимца публики — зовут мистер Смит. В его «документах» значилось, что его в 1942 году из обрезков плюша сшила для своего ребёнка жительница блокадного Ленинграда. Правда, по словам Беляковой, она точно такого же кота находила в Интернете, что заставило её задуматься, что его всё же произвела какая-то маленькая артель.

Знаменитая кукла-гимнастка.Знаменитая кукла-гимнастка.

Тёзка кота, тоже мистер Сми — пупс-негритёнок немецкой фирмы «Камэр и Рейнхальд», которого во взятом Берлине подобрал солдат из Ростова и отвёз своей дочке. Есть в коллекции петербурженки и знаменитая редкая кукла-гимнастка художника и скульптора Льва Сморгона, сделанная из опасного целлулоида.

Это охота

Коллекционер рассказала, что куклы и предметы попадают к ней по-разному: одни — из интернет-магазинов, других ей привозят в подарок близкие. А ещё есть блошиные рынки — самые мощные, по словам Беляковой, источники пополнения коллекции.

— Очень редкие экземпляры можно найти у старушек и дедушек, которые там торгуют. Это настоящая охота, — с блеском в глазах сказала наша собеседница. — А одну из из последних кукол я купила в Мюнхене в настоящей схватке с одной немецкой дамой!

Фарфор — как взрослый, только кукольный.Фарфор — как взрослый, только кукольный.

Ещё бывает, что вещи Беляковой просто дарят. Причём — редкие.

— На выставке в Магнитогорске женщина подарила мне столовый кукольный сервиз. рассказала она. — Я спросила: «Вы представляете, что это такое?». Но продавать она отказалась, сказала, что хочет, чтобы он путешествовал. Очень ценный сервиз. Фарфор вообще очень сложно поддаётся коллекционированию.

Кукля Соня.Кукля Соня.

Кукла-кормилица

Одна из самых старых кукол в коллекции Марины Беляковой — кукла Соня 1905 года, сделанная на фирме Armand Marseille — рыжеволосая девчушка с удивлёнными голубыми глазами.

— Эта кукла бесценна, — отметил коллекционер. — Её обменяли на хлебное довольствие, она спасла детские жизни. Как её можно оценить? Никак.

Галка, с которой всё началось.Галка, с которой всё началось.

А Галка — брюнетка в белых платье и капоре, сидящая в кресле-качалке, — настоящая долгожительница: ей 120 лет. Кроме того, с неё коллекция, купленная потом Беляковой, и началась.

«Берёшь куклу, и начинается поиск»

Так как большинством из экспонатов выставке играли, вид у многих — потрёпанный.

— Очень известный московский коллекционер Сергей Романов всех кукол доводит до совершенства, — пояснила Марина Белякова. — А я сознательно не реставрирую. Как ими играли, в таком виде они и пришли к нам. На ком-то что-то нарисовали, у кого-то выдрали клок волос… Но в этом — жизнь. 

Кукла-подкидыш.Кукла-подкидыш.

Не так давно в коллекции появилась кукла-подкидыш. Её в мешке оставили у дверей Беляковой. Кукла, кстати, уникальная — из очень белой пластмассы: кажется, что личико у неё напудрено. Когда куклы попадают в собрание так, то коллекционеру предстоит ещё выяснить, кто она и откуда.

— Самый сложный период для идентификации — советский: сплошное белое пятно, нет ни каталогов, ни сборников. Берёшь куклу, и начинается поиск. Когда вы становитесь коллекционеров, вы одновременно — и исследователь, и охотник, и дизайнер, — добавила Белякова.

Куклы из вертепа.Куклы из вертепа.

В её коллекции также — театральные куклы и даже целый вертеп. А ещё — очень редкая механическая игрушка «Голубь мира», созданная в 1957 году к Всемирному фестивалю молодёжи и студентов. 

Выставка «Игрушки моего детства» начнёт принимать посетителей с 1 октября в усадебном доме Екатерины Плотниковой. Она станет продолжением своеобразного музейного цикла, посвящённого детству.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.