В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
ТВ
13 этаж. Замгендиректора КРАО Ольга Горелова рассказала об участии организации в Маргаритинской ярмарке

13 этаж. Замгендиректора КРАО Ольга Горелова рассказала об участии организации в Маргаритинской ярмарке

22.09.2017 22:09Алексей ШЕМЯКИН
Интервью Ольги Гореловой.

Алексей Шемякин (далее корр.): Здравствуйте, эфир Архангельского телевидения продолжает программа «13 этаж», с вами Алексей Шемякин. Уже 16 сентября в Архангельске стартует 16-я Маргаритинская ярмарка. Впервые в её рамках запланирована недельная деловая программа, которая пройдёт под знаком 80-летия Архангельской области. Планируется, что к нам в гости приедут члены иностранных делегаций Сербии, Эстонии, Норвегии, российских субъектов, федеральные эксперты, представители региональной, муниципальной власти и бизнеса. Состоятся многочисленные семинары, дискуссии, круглые столы, так что «Маргаритинка-2017» - это не только деликатесы и сутолока во Дворце спорта и на центральном рынке, но и насыщенная деловая программа. Активное участие в её разработке приняла Корпорация развития Архангельской области. Каким образом и зачем ей это надо – узнаем у заместителя генерального директора КРАО Ольги Гореловой, у нас в студии. Ольга, добрый день.

Ольга Горелова (далее О.Г.): Добрый день.

Корр.: Итак, почему КРАО решила поддержать Маргаритинскую ярмарку в её деловой части?

О.Г.: Во-первых, это не первый год, когда мы присоединяемся к деловой программе Маргаритинской ярмарки, и мы считаем, что именно там целевая аудитория, которой мы можем быть полезны с точки зрения реализации различного рода проектов на территории Архангельской области, прежде всего тех, которые предполагают привлечение инвестиций и взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями. 

Корр.: Вы будете работать в рамках деловой части ярмарки только с региональными компаниями либо со всеми, кто будет принимать участие?

О.Г.: Мы прежде всего ориентируемся на наши региональные компании, на те предприятия и субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых есть проекты, инвестиционные проекты, и им требуются либо инвестиции, либо любого рода сопровождение, помощь в запуске их проектов для реализации уже на территории региона. При этом мы также на те мероприятия, которые мы проводим в рамках деловой программы, пригласили несколько федеральных институтов развития, которые активно помогают, поддерживая и финансово, и консультационно, инвестиционные проекты малого и среднего предпринимательства, крупного бизнеса и инновационные проекты.

Корр.: Много уже заявилось таких компаний, которым действительно нужна поддержка, не только информационная, но и финансовая, и продвижение, и т.д.?

О.Г.: Мы сейчас фиксируем, что это порядка 150 участников, действительно, у нас три разнонаправленные площадки, и, соответственно, целевая аудитория достаточно узко направляется на каждую из этих площадок. Поэтому у нас ещё три недели до начала мероприятия, и мы надеемся на привлечение участников, чтобы мы более предметно выстроили работу с предпринимателями.

Корр.: Вы сказали «три направления», какие?

О.Г.: 21 сентября на площадке лофт-проекта «Слон» проводим уже второй проектный завод. В этот раз целевая аудитория проектного завода – малые, средние, крупные предприятия, те, которые планируют либо ведут стартовую фазу инвестиционных проектов и нуждаются в кредитно-гарантийной либо иной финансовой поддержке. Как правило, проектный завод у нас структурируют по трём блокам. Первый блок у нас будут перспективы, где мы расскажем, в каких направлениях регион вообще предполагает развитие инвестиционной деятельности и промышленности. Второй блок будет посвящён тому, что мы расскажем, какие есть ресурсы финансовые и инструменты для запуска инвестиционных проектов, совместно уже с экспертами и федеральной корпорацией малого и среднего предпринимательства. Третий блок, как мы уже привыкли проводить – это экспертиза уже конкретных проектов предпринимателей, которые придут на эту площадку, по маркетингу, по бизнес-планированию, по упаковке проектов, для того, чтобы мы могли уже точно определиться , с какими проектами мы пойдём в институт развития, а с какими – в федеральную корпорацию. Вообще на самом деле проектный завод второй сейчас мы не зря проводим для инвестиционных проектов, потому что более плотно сейчас выстраиваем работу с главным федеральным институтом, который нацелен на поддержку малого и среднего предпринимательства и предоставляет как кредитную, так и гарантийную поддержку на достаточно льготных условиях. Соответственно, мы уже знаем, что уже несколько компаний в регионе пользуются этой поддержкой, это порядка 40 млн рублей инвестиций, которые пришли в регион, но мы хотим увеличить охват инвестиций, которые мы могли бы привлечь, за счёт тех проектов, которые есть у местных предприятий.

Корр.: А есть потенциал такой?

О. Г.: Есть. Мы сейчас уже и с муниципалитетом, и с рядом крупных компаний готовим перечень проектов, которые на площадке проектного завода будем обсуждать с корпорацией.

Корр.: Можно ли говорить о тех регионах, я имею в виду в Архангельской области, о муниципалитетах, которые «впереди планеты всей», я не имею в виду город Архангельск, именно в области?

О.Г.: На самом деле я бы не стала выделять, кто впереди. Мы выбрали, в том числе, синхронные приоритеты с правительством, в какие муниципалитеты мы прежде всего пойдём с подобными предложениями. Прежде всего, это моногорода, это несколько поселений и городов, где сформированы программы развития и перечни инвестиционных проектов с уже подтверждённым инвестором, которые должны быть реализованы до 2025 года. То есть это конкретные инвестиционные проекты, за каждым стоит предприятие, инвестор, и они нуждаются либо в более дешёвых ресурсах финансовых, либо в дополнительных инвестициях, чтобы снизить их инвестиционную нагрузку. Это порядка 15 проектов, которые сейчас уже в поле обсуждения с федеральной корпорацией МСП. 

Корр.: Предприятия крупные, или есть и такие, которые только начинают, уже предоставив проект?

О.Г.: Есть те, кто только начинают, и федеральная корпорация МСП предоставляет для них, в том числе, различные инструменты поддержки, ограничений нет. Но при этом у нас есть и крупные проекты, например, североонежский, который попал в июле в перечень перспективных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Федеральная корпорация МСП предоставляет поддержку от 5 млн рублей до миллиарда. Поэтому спектр, масштабность и отраслевые направления проектов очень различны, и корпорация расширяет пул этих направлений для того, чтобы довести имеющиеся финансовые ресурсы до тех востребованных ниш и проектов, которые есть у местных предприятий.

Корр.: Ещё одно направление, которое вы тоже будете курировать, если можно так сказать, на ярмарке – это социальное предпринимательство. В этом отношении что будет?

О.Г.: 23 сентября у нас пройдёт под эгидой социального предпринимательства. Мы делаем два мероприятия: первое – это смотр проектов социального предпринимательства, которые сейчас проходят облегчённую образовательную программу. Прежде всего это небольшие проекты, нацеленные на расширение доступа социальных услуг на рынке Архангельской области, и действительно те предприниматели, которые начинают себя пробовать в этом деле, достаточно рисковое дело и непростое, им нужна вот такая консультационная поддержка, прежде всего. Не зря с нами здесь федеральный фонд «Наше будущее»,  у нас есть здесь региональный представитель именно для того, чтобы мы совместно уже смотрели проекты, которые мы будем заявлять на ту поддержку, которой располагает этот фонд. Это прежде всего беспроцентные займы от 5 до 10 миллионов рублей, это прямые инвестиции до 20 миллионов рублей в проект . Поэтому на площадке социального предпринимательства  23 сентября мы выберем и посмотрим те проекты, которые мы будем заявлять уже в фонд «Наше будущее» либо в региональный институт развития, который микрозаймы предоставляет у нас уже от лица региона. Но и также посмотрим, какие проекты мы можем заявить на всероссийский конкурс «Социальный предприниматель»,  где также будут победители иметь возможность претендовать на финансовые ресурсы.

Корр.: Ольга,  нет опасений, что, как правило, социальное предпринимательство - это предоставление каких-то услуг: либо это парикмахерская, либо это открытие какого-то детского сада частного, либо это какие-то кружки и секции и так далее, нет опасения, что при такой активной поддержке начинающих бизнесменов просто будет перенасыщение рынка всем этим?

О.Г.: Поэтому мы проводим предварительную консультационную программу для этих проектов, чтобы действительно оценить, стоит ли идти вот в эту нишу рынка, потому что рядом могут быть соседи,  конкуренты, которые это уже предоставляют. Он может быть ещё и на более высоком уровне, иного качества, которое нужно потенциальному клиенту. Наша задача - действительно помочь сориентироваться на рынке - в эту нишу идти, в этой не идти, и спланировать свой бизнес так, смоделировать бизнес-модель так, чтобы действительно бизнес был устойчивым.

Корр.: То есть не отбить желание, а просто направить или перенаправить. В рамках деловой части будет ещё конференция по биоресурсам. Вот это что-то новое?

О.Г.: Не совсем новое. Действительно 22 сентября на базе Северного государственного медицинского университета мы проводим конференцию под таким серьёзным названием «Биоресурсы Архангельской области для экономики региона: научные разработки, производства и инструменты поддержки». Делаем это совместно с ГМУ, САФУ и с ключевым предприятием, которое как раз и занимается переработкой одной из главных ценностей, наверно, нашей ресурсной базы – водоросли. Это архангельский опытный водорослевый комбинат. Для чего?Для того, чтобы выстроить взаимосвязи между научными разработками, между опытным внедрением этих научных разработок и созданием уже местных продуктов на основе местных биоресурсов для того,  чтобы мы могли иметь и производить на территории области линейку своей продукции. Сейчас идёт расширение не просто косметологической, но  и медицинской продукции, которая и так уже существует в линейке продукции водорослевого комбината. Сейчас одна разработка  Северного государственного медицинского университета - дентальный гель на основе водоросли - как раз проходит первую стадию создания опытного образца, который водорослевый комбинат рассчитывает дальше уже внедрить в линейку своей продукции, продавать на основе мелкой серии,  а далее, если действительно мы поймём, что будет хороший спрос и маркетинг, то уже в достаточно широкую серию эту продукцию вводить.На примере подобной разработки мы хотим как раз смотивировать студентов и молодых учёных,чтобы они выявляли те биоресурсы, которые и ценны какими-то свойствами, и могут быть включены в производство на базе водорослевого комбината, как в косметологии, так и для производства БАД-субстанций, может быть, в  перспективе, лекарств. Это достаточно долгий процесс, но всё же мы на самом деле уже вот эту схему внедрения биомедицинских технологий начали ещё прорабатывать на молодёжном форуме «Команда 29»,  где молодые ребята разрисовали определённый этап - что должно получиться с момента разработки до коммерциализации и внедрения уже на водорослевом комбинате, и сейчас в рамках этой конференции мы как раз хотим не просто показать, какие разработки есть в СГМУ, но тут же выстроить схему их апробации и коммерциализации на базе водорослевого комбината. Тем более  наконец-то два наших университета ключевых, сам комбинат готовы к  этому, и мы ожидаем, что к нам присоединятся ещё представители фонда «Сколково», с которым мы надеемся провести переговоры о создании инновационного центра на базе водорослевого комбината. В этом тоже есть интерес у комбината, чтобы, наконец, стать инновационно-опытной площадкой для отработки и испытания исследований и запуска в производство новых разработок, производящихся на основе местных биоресурсов.

Корр.: Ольга,  до начала деловой части ярмарки всё-таки остаётся не так много времени. Вы сказали, 150 человек, 150 компаний-участников уже заявились. Если я захочу заявиться, что мне сделать?

О.Г.: Все очень просто. Нужно просто зайти на сайт «Маргаритинская-ярмарка.ру», во-первых, ознакомиться с программой, и тут же можно онлайн зарегистрироваться на то или иное событие. У нас работают многоканальные телефоны, мы можем очень оперативно зарегистрировать всех участников, которые нашли себя в той или иной теме, о которой мы сегодня поговорили, и стать непосредственно участником мероприятий, участие бесплатно.

Корр.: Ольга, спасибо, что нашли время, пришли. Напоминаю, что сегодня в гостях программы «13 этаж» был заместитель генерального директора Корпорации развития Архангельской области Ольга Горелова. Мы говорили о деловой части Маргаритинской ярмарки, которая откроется 16 сентября. Спасибо, что это время посвятили нам, и до встречи.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.