Житель Коряжмы доверился аферистам и потерял 2,4 миллиона рублей
1/15
Общество
Северодвинский художник Валерий Саков поторопился и поймал «Бегущее время»

Северодвинский художник Валерий Саков поторопился и поймал «Бегущее время»

10.09.2017 14:50Мария АТРОЩЕНКО
Новый сезон в архангельском выставочном зале Союза художников открылся жизнеописательной выставкой северодвинского монументалиста и живописца.

Несколько лет назад Валерий Саков уже открывал экспозицию в малом зале выставочного пространства на Советских космонавтом. 

Но эта выставка — особая — юбилейная. На ней представлены 70 экспонатов — в честь 70-летия художника, которое он отпраздновал в августе. 

В экспозиции можно увидеть очень многое из того, — наверное, почти всё, — что он сделал для искусства нашего региона и вообще для Архангельска и Северодвинска — мозаики, витражи, украсившие два главных города области, а также живописные картины и рисунки. 

Искусство всей жизни

С 1971 года — когда молодой художник приехал в город корабелов после окончания «Мухинки» — Ленинградского художественно-промышленного училища имени Веры. Мухиной. И вплоть до 2017-го: самый современный этап творчества художника представлен двумя абстракционистскими картинами, о которых художник шутя сказал, что на них сказалось «тлетворное влияние Запада».

«Морская раковина» и «Треугольник». 2017 год.«Морская раковина» и «Треугольник». 2017 год.

Разумеется, мозаики и витражи на выставке представлены опосредовано — на фотоснимках. А как иначе экспонировать монументальное искусство? Его выставочный зал — это улица или, как сейчас модно говорить — public space (публичное пространство).

— Эта выставка — летопись главного героя, причём жизнеописание не только нашего города, но и Северодвинска, — отметила директор Выставочного зала Союза художников Юлия Медведева. — На его мозаиках — и судостроители, и простые почтальоны, и работники информационных бюро.

Автопортрет художника. 2002 год.Автопортрет художника. 2002 год.

Время не ждёт

Сам же художник рассказал, что долго не мог придумать название выставки. И помогла ему одна картина, написанная им ещё в 1988 году.

— Она называется «Торопись, приятель» и она — о времени, — рассказал Валерий Саков. — На ней художник видит в зеркале самого себя и думает, что время течёт быстро, а поэтому надо бы сделать что-то значительное и интересное. Поэтому он и говорит себе: «Торопись, приятель». И неожиданно ночью мне приснилось новое название — «Бегущее время». Так я и решил назвать эту выставку. Время, действительно, бежит быстро. Когда я сюда приехал, я был самым молодым, — мне было 23 года, — а сейчас я практически самый старый в Северодвинске.

Художник также рассказал, что эту картину он одолжил на выставку: потому что до этого подарил её будущей северодвинской картинной галерее, которую собирались создать в городе корабелов. 

Эта мозаика — «Тигр» (2003 года) — единственная, представленная на выставке в оригинале.Эта мозаика — «Тигр» (2003 года) — единственная, представленная на выставке в оригинале.

Отливал стёклышки в Белоруссии, учился сварке

На выставке представлена самая первая мозаика автора — «Авиаторы». До Сакова в Северодвинске мозаикой никто не занимался. Художник также был первопроходцем и в другом искусстве — витражном. Он единственный в регионе делал витражи на свинцовой стяжке, а также витражи из литого стекла. 

— Это довольно сложная технология, но интересная: в печи отливаются куски стекла толщиной примерно 5-6 сантиметров, — поведал монументалист. — Я специально ездил в Белоруссию на стекольный завод: отливал там куски стекла, упаковывал их и вёз в Северодвинск. Здесь я сваривал арматуру, — специально сварке учился.

Иван Архипов — «Архангельск. Март». 1995 год.Иван Архипов — «Архангельск. Март». 1995 год.

Камерное поздравление

Примечательно, что в малом зале площадки Союза художников открылась камерная выставка к 80-летию Архангельской области. В основном это пейзажи, которые художники, бывшие или являющиеся до сих пор членами местного Союза, привозили из командировок и пленэров.

— Без этих поездок не складывается ни одна рабочая тетрадь настоящего художника, — отметила Юлия Медведева. — И мы такой выставкой хотели бы признаться в любви к нашему родному краю, продолжить воспевать красоту природы и величие архангельских людей.

Многие из художников, чьи работы представлены в этой камерной экспозиции, уже скончались. Например, Александр Елфимов, чей «Праздник в Архангельске» можно видеть на выставке. Или Иван Архипов, который изобразил центр города — перекрёсток Поморской улицы с набережной Северной Двины таким, каким он был в марте 1995 года.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.