Несколько лет назад Валерий Саков уже открывал экспозицию в малом зале выставочного пространства на Советских космонавтом.
Но эта выставка — особая — юбилейная. На ней представлены 70 экспонатов — в честь 70-летия художника, которое он отпраздновал в августе.
В экспозиции можно увидеть очень многое из того, — наверное, почти всё, — что он сделал для искусства нашего региона и вообще для Архангельска и Северодвинска — мозаики, витражи, украсившие два главных города области, а также живописные картины и рисунки.
Искусство всей жизни
С 1971 года — когда молодой художник приехал в город корабелов после окончания «Мухинки» — Ленинградского художественно-промышленного училища имени Веры. Мухиной. И вплоть до 2017-го: самый современный этап творчества художника представлен двумя абстракционистскими картинами, о которых художник шутя сказал, что на них сказалось «тлетворное влияние Запада».
«Морская раковина» и «Треугольник». 2017 год.
Разумеется, мозаики и витражи на выставке представлены опосредовано — на фотоснимках. А как иначе экспонировать монументальное искусство? Его выставочный зал — это улица или, как сейчас модно говорить — public space (публичное пространство).
— Эта выставка — летопись главного героя, причём жизнеописание не только нашего города, но и Северодвинска, — отметила директор Выставочного зала Союза художников Юлия Медведева. — На его мозаиках — и судостроители, и простые почтальоны, и работники информационных бюро.
Автопортрет художника. 2002 год.
Время не ждёт
Сам же художник рассказал, что долго не мог придумать название выставки. И помогла ему одна картина, написанная им ещё в 1988 году.
— Она называется «Торопись, приятель» и она — о времени, — рассказал Валерий Саков. — На ней художник видит в зеркале самого себя и думает, что время течёт быстро, а поэтому надо бы сделать что-то значительное и интересное. Поэтому он и говорит себе: «Торопись, приятель». И неожиданно ночью мне приснилось новое название — «Бегущее время». Так я и решил назвать эту выставку. Время, действительно, бежит быстро. Когда я сюда приехал, я был самым молодым, — мне было 23 года, — а сейчас я практически самый старый в Северодвинске.
Художник также рассказал, что эту картину он одолжил на выставку: потому что до этого подарил её будущей северодвинской картинной галерее, которую собирались создать в городе корабелов.
Эта мозаика — «Тигр» (2003 года) — единственная, представленная на выставке в оригинале.
Отливал стёклышки в Белоруссии, учился сварке
На выставке представлена самая первая мозаика автора — «Авиаторы». До Сакова в Северодвинске мозаикой никто не занимался. Художник также был первопроходцем и в другом искусстве — витражном. Он единственный в регионе делал витражи на свинцовой стяжке, а также витражи из литого стекла.
— Это довольно сложная технология, но интересная: в печи отливаются куски стекла толщиной примерно 5-6 сантиметров, — поведал монументалист. — Я специально ездил в Белоруссию на стекольный завод: отливал там куски стекла, упаковывал их и вёз в Северодвинск. Здесь я сваривал арматуру, — специально сварке учился.
Иван Архипов — «Архангельск. Март». 1995 год.
Камерное поздравление
Примечательно, что в малом зале площадки Союза художников открылась камерная выставка к 80-летию Архангельской области. В основном это пейзажи, которые художники, бывшие или являющиеся до сих пор членами местного Союза, привозили из командировок и пленэров.
— Без этих поездок не складывается ни одна рабочая тетрадь настоящего художника, — отметила Юлия Медведева. — И мы такой выставкой хотели бы признаться в любви к нашему родному краю, продолжить воспевать красоту природы и величие архангельских людей.
Многие из художников, чьи работы представлены в этой камерной экспозиции, уже скончались. Например, Александр Елфимов, чей «Праздник в Архангельске» можно видеть на выставке. Или Иван Архипов, который изобразил центр города — перекрёсток Поморской улицы с набережной Северной Двины таким, каким он был в марте 1995 года.