В Поморье грядёт реорганизация системы родовспоможения. Это связано со скорым введением в строй перинатального центра в Архангельске. К нему прикрепят беременных женщин с серьёзными патологиями со всей области и рожать им предложат в областном центре. Ради чего всё затеяли и чего на самом деле стоит бояться?
— Александр Валерьевич, давайте начнём вот с чего: каждая женщина, которая решила стать мамой, мечтает о том, чтобы на свет появился крепкий и здоровый малыш. Это не зависит от того, где она живет, в глухой деревне или в престижном районе Архангельска. А у реорганизации системы родовспоможения такие же цели? Созвучные?
— Конечно. Наши цели созвучны. Потому что эта система уже существует много лет. Но в связи с улучшением медицинской науки, некоторыми открытиями, которые произошли с улучшением понимания процесса, вынашивания беременности, рождения здорового ребёнка и патологических состояний — это всё требует новых подходов к данному процессу. Поэтому мы и говорим не совсем о реорганизации, а об улучшении того процесса, той системы, которая у нас уже существует.
— Можно ли говорить о том, что за последние годы здоровье будущих мам, молодых женщин, всё же ухудшилось и поэтому за ними нужно приглядывать получше?
— Система, которая существовала у нас в стране ещё со времен Советского Союза, всегда уделяла особое внимание родовспоможению и детству, материнству и детству. Наша система в своё время даже считалась одной из лучших в мире: диспансерное наблюдение за беременными женщинами, вынашивание беременности, родоразрешение, предоставление льгот матерям и детям, после родов. В Российской Федерации это направление продолжает развиваться.
— То есть, мы не утратили эту систему?
— Мы эту систему совершенствуем. 90-е годы вложили свою лепту. Тогда ухудшилось общее экономическое состояние в стране, уровень жизни населения. Сейчас наблюдается стабилизация состояния. Хотя в демографическом плане у нас не всё благополучно. Мы ожидали, что рождаемость будет повышаться в связи с введением президентских программ. Она повышается, но не настолько, насколько хотелось бы нам. Поскольку свое влияние оказывают те периоды, которые мы уже пережили. Поэтому наблюдение за беременной женщиной, вынашивание здорового ребёнка, лечение той патологии, которая у беременной или новорождённого бывает — все это требует особого внимания. Перинатальный центр, который уже несколько лет у нас на слуху, должен быть открыт в ближайшее время. Он как раз и создан для того, чтобы сконцентрировать все наши силы и средства, стать той консолидирующей силой, которая будет осуществлять мониторинг за беременными всей области. Тех беременных женщин, которые нуждаются в этом, центр будет привлекать к себе для обследования, родоразрешения и выхаживания тех детей, которым требуется такая помощь — это недоношенные дети, дети с особенностями развития. Любой ребёнок, который имеет какие-либо особенности, имеет право на получение медицинской помощи, коррекцию состояния или получение помощи, которая возможна в наших условиях или в условиях федеральных центров, куда мы посылаем своих пациентов.
Трёхуровневая система
— Если мы геополитически смотрим на ситуацию, то получается, что рождаемость не столь велика, как хотелось бы для воспроизводства населения страны. И теперь государство обращает особое внимание на сохранение и выхаживания каждого ребёнка, который должен появиться на свет. Поэтому у нас совершенствуются технологии. Выхаживают уже и пятисотграммовых малышей, которые раньше и в расчёт не брались. Давайте я сейчас прочитаю официальную выкладку, а потом спрошу Ваш комментарий.
«К 2018 году планируется из 24 учреждений системы родовспоможения оставить в области только девять. Сама система станет трёхуровневой и будет выглядеть так:
- учреждения третьего уровня — это перинатальный центр и Самойловский роддом, здесь будут рожать женщины с высоким риском осложнений;
- учреждения второго уровня — ротдомы Северодвинска, Вельска, Котласа. Там планируется принимать от тысячи до двух тысяч родов;
- учреждения первого уровня — это, видимо, те, которые ближе к земле. Там будет приниматься будет 200 — 300 родов в год».
— Да. Трёхуровневая система у нас существует с 2012 года, когда было издано распоряжение правительства и приказ министерства здравоохранения. То есть система уже создана. Только количество учреждений первого уровня, когда в каждой центральной районной больнице, в каждом небольшом населённом пункте, существовало и работало своё родильное отделение — вот эта система будет несколько изменена. Потому что количество родов, которое происходит в учреждениях, варьируется от 10 до 100. Поэтому оно себя не оправдывает по ресурсным затратам, по квалификационным характеристикам персонала. Поскольку если человек не тренируется, не работает системно, он навыки теряет. Поэтому оказать помощь, особенно когда появляются тяжёлые пациенты — женщины или недоношенные новорождённые, становится в таких условиях практически невозможно. Каждый ребёнок ценен, каждая беременность для нас важна, не важно, раньше срока или в срок она заканчивается или с какими-то особенностями развития ребёнок. Мы хотим, чтобы он получил достаточную помощь в тех условиях, которые ему необходимы. А это можно сделать только сконцентрировав все высокие риски в учреждениях третьего уровня. Это тенденция всего мира — концентрация той патологии, которая существует, в специализированных центрах, где может быть оказана помощь квалифицированным персоналом с использованием современного оборудования.
— Если мы предполагаем, что могут быть какие-то осложнения, и эта женщина рожает в перинатальном центре Архангельска, то последствия — появление здорового ребёнка, быстрое улучшение состояния мамы после родов — они гораздо более прогнозируемы, чем если женщина родит где-нибудь в районной центральной больнице, потом её повезут в перинатальный центр. Ребёнок может стать инвалидом, можно потерять маму. Есть такие случаи?
— Такие случаи бывают, к сожалению. Самый неблагоприятный исход — материнская смертность, которая на особом учёте у нашего правительства и в ведомственных учреждениях. За каждый случай мы отчитываемся в министерство. Каждый случай разбирается на всех уровнях. Это очень серьёзно. Также при каждом неблагоприятном исходе для новорождённого ребёнка, так называемая, младенческая смертность, разбирается оказанная помощь на всех этапах, выявляются недочёты, ошибки на каждом из этапов для того, чтобы потом их не допустить. Весь смысл системы концентрации как раз в том, чтобы предоставить каждой женщине и каждому новорождённому ребёнку, а каждый новорождённый — это уже гражданин РФ, человек, который имеет все права, необходимый объём помощи. Создать такие условия во всех населённых пунктах невозможно, поэтому мы и стараемся концентрировать. Перинатальный центр станет как раз концентратором профессиональных и ресурсных возможностей.
Неоднозначная ситуация
— Тем не менее, и в Онеге и в Коряжме, поскольку они являются учреждениями первого уровня, всё же остается возможность приёма родов. Даже планируется принятие до 200-300 родов в год. Это не значит, что роддомы там будут закрываться?
— Эта ситуация неоднозначна.
— Или там все жё при больницах остаются такие отделения, где должны будут оказать такую помощь?
— В некоторых учреждениях родильные отделения будут закрыты. Они сейчас уже в некоторых не функционируют, где за год одни или двое экстренных родов происходят. Остальные женщины уже планово выезжают и рожают уже у нас. Как в нашем отделении происходит — из районов женщины со всей области прикреплены к нам. Если нет патологии серьёзной, то к нашей областной больнице.
— Откуда женщины приезжают в ваше акушерское отделение?
— Отовсюду. Из Архангельска, из Северодвинска, из всех 20 районов области. Врачи об этом знают и направляют уже заблаговременно пациентов. Если этого не происходит, и пациентка начинает рожать на месте, тогда уже оказывается экстренная помощь. Те отделения, которые у нас остаются, по 200-300 коек, административно и территориально будут на себя брать «нормальные» роды. Что значит первый, второй и третий уровень? Это значит, что на третьем уровне имеется специализированная помощь, все необходимые виды помощи. Второй уровень — круглосуточный акушер-гинеколог, круглосуточный неонатолог, так же есть койка реанимации новорождённых. Первый уровень — необязательное круглосуточное дежурство акушер-гинеколога и неонатолога, но они дежурят все время на дому и готовы прийти. Там могут рожать только здоровые женщины.
— Те, которые раньше рожали в поле?
— Это утрированно несколько. Если взять статистику XVIII и XIX века? и сравнить её с сегодняшним положением, то видны изменения. Если мы почитаем даже литературу, многие герои говорят: «Моя мама умерла при родах». Из-за чего она умерла? Что это было? Чаще всего это кровотечения, инфекции, осложнения беременности, которые на сегодняшний день мы научились адекватно лечить или же избегать этих неблагоприятных осложнений.
Владеть ситуацией
— Александр Валерьевич, завершая разговор, скажите, для вашего акушерского отделения Вы видите какие-то негативные последствия после открытия перинатального центра в Архангельске? Возможна ли утечка кадров или перераспределение нагрузки или что-то ещё? Будет ли ситуация развиваться так, как Вам бы не хотелось?
— Мы же строим перинатальный центр на территории и в структуре Архангельской областной клинической больницы. На территории РФ многие перинатальные центры являются самостоятельными учреждениями, даже вынесенными за городскую черту. Наш план состоит в том, чтобы этот перинатальный центр вырос из нашего акушерского отделения нашей областной больницы. Мы привлекаем туда кадры из нашего региона. Пока не предполагаем привлечение из других регионов. Внутренние резервы есть. Мы для этой цели год назад объединились с акушерским отделением седьмой городской больницы. Сейчас это акушерское отделение №2 нашей больницы, далее вольётся в структуру перинатального центра со своим персоналом и оборудованием. Это будет основа перинатального центра.
Как говорится, не дай нам Бог жить в эпоху перемен. Но эти перемены больше радуют. Потому что мы получим возможность в лучших условиях оказывать помощь, которую мы оказываем сейчас нашим беременным женщинам, с лучшим качеством. Ведётся работа по подготовке персонала, по закупке нового современного оборудования, доступа к которому мы до сих пор не имели, а также отрабатывается своевременность именно организации помощи в плане постоянного мониторинга за каждой беременной женщиной, которая у нас в области есть. Тогда мы будем владеть ситуацией и научимся предотвращать непредвиденные и тяжёлые экстренные ситуации и их последствия.