В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/3
Общество
Дюнкерк (2017): выжить – значит победить

Дюнкерк (2017): выжить – значит победить

22.07.2017 10:29Алексей БЕСКУЛЬТУРНЫЙ
Главный вопрос фильма – может ли отступление многотысячной армии быть героическим? Отвечает Кристофер Нолан.

Что на экране

Был такой эпизод во второй мировой: немец прёт, выдавливает армии союзников в море с французского берега, впереди многолетняя осада Британских островов, а на всей Западной Европе поставлен крест. На тонкой полоске песка у пролива Ла-Манш, возле единственного причала остатки разбитой и деморализованной армии в количестве нескольких сотен тысяч человек дожидаются эвакуации без малейшей надежды на неё.

Фильм Нолана погружает зрителя в ужас томительного ожидания неминуемой смерти. Но режиссёр рисует не статичную картинку, напротив, на экране непрерывная борьба за жизнь. Упорная и «не смотря ни на кого» с одной стороны, и наполненная самопожертвованием и служением высшей цели, сохранению человеческой жизни, – с другой.

Кадр из фильма «Дюнкерк».Кадр из фильма «Дюнкерк».

О чём фильм

В ленте много героев, много сюжетов, которые, казалось, объединены лишь общей безвыходной ситуацией, распространившейся на три локации: пляж, море и воздух. Но повествование связывает эти сюжеты, дополняет истории отдельных героев общей судьбой. Бойцы с пляжа делают всё, чтобы попасть домой. Героизм? Конечно героизм, ведь раненые всё равно вперёд. Пилот над проливом отказывается покидать поле боя, подвергая риску себя и свою технику, но давая шансы на спасение нескольким людям на земле и на море. Гражданские на прогулочном катере отправляются в самую горячую точку Европы, чтобы дать шанс на спасение нескольким солдатам.

Но это и не геройская сага. 

Кадр из фильма «Дюнкерк».Кадр из фильма «Дюнкерк».

Вспомним «Спасение рядового Райана»: вот много плохих парней, вот горстка побитых хороших. Они должны встретиться в деревушке и наши парни должны непременно и геройски одолеть фашистских солдат. В «Дюнкерке» не увидеть лица ни одного врага. Враг – это кто-то очень условный, для зрителя – это просто шальная пуля, бездушный самолёт, складка местности. Это неблагоприятные условия стихийного бедствия, в которых оказываются герои. И именно в этих обстоятельствах враг начинает проявляться в некоторых из них самих. Нацизм проявляется у часовых, не пускающих французов к пирсу и возможному спасению. За крохотный шанс выжить другие герои уже готовы выкинуть за борт союзника и согражданина. Чтобы навсегда покинуть поле боя чудом уцелевший солдат готов идти по головам детей. Малодушный главнокомандующий бросает сотни тысяч солдат и уже готовится проиграть в следующей битве, ради участия в которой отказывается всех этих людей спасать.

Кадр из фильма «Дюнкерк».Кадр из фильма «Дюнкерк».

При всей очевидной плоскости происходящих исторических событий фильм предлагает многолинейный сюжет со спутанной хронологией. Одни и те же события, поданные с разных точек зрения, в контексте судеб отдельных героев повествования исключительно проясняют мотивы каждого героического поступка каждого участника повествования. Игра актёров на высоте, им веришь безусловно.

Выводы

Массовый зритель не любит такое. Мало кому приятно ощущать на горле сдавливающие его руки врага. Снятый на киноплёнку фильм возвращает забытую уже зрителем картинку, а с ней и особое ощущение реальности происходящего. Общий меланхолический и депрессивный фон ленты отпугивает, но решившимся окунуться в него откроются подзабытые идеи непротивления злу насилием, абсолютного гуманизма и самопожертвования. 

Это важный фильм, который не подойдёт для развлечения, но поможет многое понять, в себе в первую очередь.

Кадр из фильма «Дюнкерк».Кадр из фильма «Дюнкерк».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.