Начнём с того, что, наверное, сравнивать выступления архангельской студии оригинального жанра «Butterfly», которая существует только год, и северодвинской креативной группы «Змей Радуга», которая значительно превосходит её в стаже, известности (даже в Архангельске) и в опыте участия в фестивале уличных театров, не совсем справедливо. Но к чести архангельских артистов, большинство которых — школьники, — они за недолгое время достигли такого уровня, который это сравнение всё же позволяет.
Оба коллектива стремились не просто поразить зрителей мастерством обращения с прирученной стихией, но и рассказать историю, вплести манипуляции с пламенем в канву сюжета.
Особенно ответственно и литературно сюжет сформулировали архангелогородцы:
«В нашей истории всего одно окно разделило жизнь героя на до и после. Он прошел сквозь огонь и азот вместе с сиамскими близнецами, гигантами, человеком без головы… Не поддался гипнозу и смог избавиться от своих страхов и повстречать новых друзей».
Сцена из спектакля «По ту сторону» студии оригинального жанра «Butterfly».
Но закручивая столь лихой сюжет, «Butterfly», кажется, сами попали в ловушку. Вроде бы, всё было: и симские близнецы, и человек без головы, и своего рода Нарния, в которую герой попадает не через платяной шкаф, а через окно. Страна эта, если судить по чередующимся номерам с огнём и жидким азотом, была охвачена войной между силами жара и холода. Но это всё догадки, потому что на деле зрители увидели просто череду огненно-азотных трюков, мало, что говорящих об исходе этого противостояния.
Зато в плане зрелищности у «Butterfly» всё было на высшем уровне: превосходные костюмы и образы (в особенности — человек без головы), оригинальные решения с жидким азотом. В уличных представлениях манипуляции с ним не так уж и часты, а увидеть их стоит.
Северодвинцы же смело и несуеверно назвали своё представление «Полным провалом». По их легенде, артисты цирка в мгновение ока лишились зрительской любви и оказались на обочине. Как же они переживают эти непростые времена? Верно — занимаясь любимым делом. С таким лаконичным сюжетом «Змей Радуга» смогли удержаться меж двух крайностей — погрузили зрителей в свой мир, но и запутывать публику, пришедшую за огнём, не стали.
Дарья Карачёва.
Уважение к огню
— Мы искренне считаем, что история всё равно нужна, должно быть уважение к своему делу, — сказала руководитель креативной группы «Змей Радуга» Дарья Карачёва. — Раз мы имеем дело с огнём, мы стараемся быть техничными, для нас это очень важно. Но так как это фестиваль уличных театров, мы старались сделать какую-то традиционную постановку.
— От представления к представлению вы пытаетесь найти какие-то новые формы взаимодействия с огнём?
— Стараемся, ездим на мастер-классы, фестивали огня. Например, в этом году были в Белоруссии, раньше ездили на Киевский фестиваль — самый крутой в СНГ. Конечно, ищем какие-то варианты, потому что делать одно и то же — скучно.
— Неужели любой новичок может заняться огненным шоу?
— На самом деле, сейчас в Сети огромное количество обучалок, очень хороших. Когда мы начинали, материала не было вообще, он собирался в живую. А сейчас буквально за полгода можно достичь того, что раньше достигалось за 3-4 года.