По словам министра образования и науки региона Игоря Скубенко, сейчас в Архангельской области действует всего 47 учреждений допобразования, хотя в 2013 их было гораздо больше — 66.
— Многие учреждение допобразования присоединяют к школам, и ни к чему хорошему это не приводит. Специальные уроки в общеобразовательных школах — добровольные, и дети относятся к ним как к дополнительной нагрузке, а не как к возможности развить свои таланты, — отметил Игорь Скубенко.
К слову, недавно в регионе подвели итоги конкурса «Если бы я был министром образования Архангельской области», многие участники которого писали о нехватке дополнительного образования в отдалённых населённых пунктах Поморья.
— Эта проблема в Архангельской области стоит довольно остро: в Красноборском, Лешуконском, Плесецком, Устьянском и Холмомогском районах области таких учреждений не осталось совсем, — подчеркнул министр.
Также он отметил, что проблемы в сфере дополнительного образования есть не только в Архангельской области — поэтому на федеральном уровне был разработан проект «Доступное дополнительное образование», а кроме этого, согласно Указу президента РФ к 2020 году 70-75 процентов российских детей должны быть заняты в кружках и секциях.
— У региональной системы допобразования большое будущее. Я уверен, что она будет активно развиваться, сохранив при этом свои лучшие традиции, — заключил Игорь Скубенко.
Главная проблема — финансирование
После доклада министра свои мнения высказали главы некоторых муниципальных образований. Первым был глава Вилегодского района Алексей Аксёнов, который согласился с министром и рассказал об опыте своего МО в допобразовании: о спортивных успехах детей, о новом для района направлении — робототехнике, и о начавшихся занятиях по дзюдо и самбо.
— Наша главная проблема — финансирование, особенно не хватает денег на здания, где занимаются дети, — они находятся в плохом состоянии. Тому есть определённые причины: повышение зарплат учителям, снижение нормы педагогической нагрузки, проверки служб безопасности и надзора. Все это создаёт дополнительные траты, но мы активно ищем пути решения, — рассказал Алексей Аксенов.
Кроме того, он обратил внимание на проблему второй смены в учреждениях допобразования — учителям приходится дробить группы по возрастам, брать больше часов и, соответственно, увеличивать нагрузку на педагогический состав.
Следующий выступающий, заместитель главы Северодвинска Александр Усов высказал противоположную точку зрения — в городе корабелов вторую смену как раз необходимо организовать — многие дети не могут заниматься утром, у них занятия в школах и детских садах.
— Мы предлагаем также увеличить посещаемость некоторых учреждений Архангельска, например бассейнов, ведь большинство из них простаивает в дневное время, — отметил Александр Усов.
Итог полемике подвёл Игорь Орлов, заявив, что дополнительное образование — это не нагрузка на бюджет, это прямые обязанности власти, которые необходимо выполнять.
— Допоборазование — это не только развлечения — это творческий подход и формирование наших юных талантов. Если наши дети будут заняты в секциях, они будут меньше подвержены риску дурного влияния, — отметил Игорь Орлов.
По оценке губернатора, ситуация в этой сфере — критическая, и её надо срочно менять. Глава региона дал три месяца на разработку плана восстановления системы допобразования в области. Реализация плана должна начаться незамедлительно, а первые результаты работы должны быть получены до конца 2017 года. Игорь Орлов подчеркнул, что в первую очередь это постановление касается регионов, где не осталось учреждений допобразования.