В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/6
Общество
Музейное объединение Архангельска заранее отпраздновало день рождения Пушкина

Музейное объединение Архангельска заранее отпраздновало день рождения Пушкина

06.06.2017 14:43Мария АТРОЩЕНКО
5 июня, накануне Пушкинского дня России, усадебный дом Плотниковой присоединился к всероссийской акции «Литературная ночь».

«Литературная ночь» прошла впервые в истории музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Ночь, а, вернее, вечер, посвящённый Дню русского языка и Пушкинскому дню России, усадебный дом провёл очень камерно и интеллигентно. Гости — в основном дамы средних лет и дети — смотрели немое кино, слушали авторские лекции и экскурсии, а также играли в «Стихи и рифмы» и в настольные игры — вполне себе современные, не пушкинской поры.

Кинопроклятье «Пиковой дамы»

В зал исторической живописи XIX века усадьбы посетителей влекла одновременно тревожная и комическая музыка — запись игры тапёра к немому кино. Почему немому? Потому, что первые экранизации повести «Пиковая дама» Пушкина были именно такими. О них гостям особняка рассказала сотрудник музейного объединения Наталья Козлова.

Участники акции смогли посмотреть две первые, ещё дореволюционные, экранизации «Пиковой дамы» — фильм Петра Чардынина 1910 года, в котором за основу взято оперное либретто Модеста Чайковского, и картину Якова Протазанова 1916-го. Последнего на создание ленты, как рассказала Наталья Козлова, вдохновила сценография Александра Бенуа. 

А самая первая картина Чардынина была снята в модном в то время жанре салонной мелодрамы, что лишило оригинальный сюжет всей его глубины, оставив лишь идею губительности соблазна для человека.

Лектор также рассказала, что «Пиковая дама» оказывалась роковой для многих культовых фигур советской кинематографии. Снять её пытались многие, но все усилия шли прахом. Так, например, произошло с Михаилом Роммом: он 15 лет готовился к съёмкам, но его работу «завернули».

Пытался экранизировать повесть и режиссёр «Покровских ворот» Михаил Казаков. Он уже начал натурные съёмки, как попал в больницу. А после выписки к работе так и не вернулся. Зато написал теоретическую работу о несовместимости текста Пушкина с законами кино.

Несостоявшаяся дружба

В другом зале старший научный сотрудник музейного объединения Дарья Эрдман читала лекцию о Карле Брюллове. Это только на первый взгляд могло показаться неожиданным. Свой рассказ лектор посвятила связи между этим романтическим художником и Александром Пушкиным.

Дарья Эрдман поведала гостям усадебного дома, что Пушкин и Брюллов познакомились лишь в последний год жизни поэта, хотя судьба и до этого их как будто подталкивала друг к другу. Они родились в один и тот же день, дружили с одними и теми же людьми — Николаем Бестужевым и Вильгельмом Кюхельбекером. 

Казалось, что лектор практически сожалела о том, что два этих гения не были связаны такой же дружбой, как Николай Гоголь и автор полотна «Явление Христа народу» Александр Иванов или Лев Толстой и Николай Ге. 

На этом «Литературная ночь» не кончилась: её гостей ждали авторская экскурсия Татьяны Зелениной «Архангельск пушкинской поры», лекция доктора филологических наук Ларисы Ненашевой о христианский образах в русской литературе и выступление юной участницы музейного проекта «Муза» Сабины Корельской совместно с Поморским камерным ансамблем.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.