21 мая в России отметят 80-летие легендарной экспедиции и День полярника. Инициаторами проведения тематического урока об Арктике в российских школах выступили минприроды и минобрнауки России.

Восьмиклассники 14-й школы, которая тоже справляет в этом году 80-летие с момента основания, слушали лекцию с интересом: похоже, тема Арктики — не последняя в их жизни. Ещё до занятия телевизионщики задавали ребятам вопросы и получали обоснованные ответы. Ученик Артём Копылов сказал, например, что надо развивать экологическое мышление. Да и в финале урока не упустил шанс задать вопрос первому лицу региона.

Территория возможностей и вызовов

Игорь Орлов начал с того, что Арктику воспринимают главным образом как объект потребления, чему он активно сопротивляется. Арктика, по мнению губернатора — не только полезные ископаемые и биоресурсы, но и «территория диалога, жизни, новых возможностей и вызовов для человечества». А День полярника — «возможность остановиться и задуматься о высоком подвиге и об арктических широтах». 

Папаницы совершили прорыв в полярных исследованиях. Это была первая в мире научно-исследовательская дрейфующая станция. Четвёрка смелых — руководитель Иван Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Фёдоров, радист Эрнст Кренкель, гидробиолог и океанограф Пётр Шишов — находилась в  дрейфе 274 льда, станция преодолела около 2500 км. Всё это время участники экспедиции вели научно-исследовательскую работу. Льдина, кстати, значительно уменьшилась: первоначально её размеры были 5×3 км, а в финале — 0,2-0,3 км. Самолёт на столь малую поверхность посадить было невозможно, для спасения полярников направлялись суда  «Мурманец», «Мурман» и «Таймыром». 

Итоги экспедиции были высоко оценены научным сообществом. Папанину и Кренкелю присвоили степени докторов географических наук, вся четвёрка получила звания Героев Советского Союза. 

В дальнейшем Иван Папани был назначен начальником Главсевморпути СССР. Он часто бывал в Архангельске. 

— Для меня очень почётно, что здание, в котором работает правительство и администрация губернатора области, связано с этой уникальной организацией — «Главсевморпуть». В этом здании был кабинет, в котором работал Иван Дмитриевич Папанин и как руководитель этой организации, и специального штаба морских операций в годы Великой Отечественной войны, — рассказал Игорь Орлов.

Не виртуальное пространство 

Глава региона рассказал школьникам о роли Севморпути, его значении для России и мира. И дал понять, что, когда ребята вырастут, им предстоит решать проблемы арктической магистрали и другие архиважные задачи (сделать металлы нехрупкими, двигатели — способными запускаться в жуткий мороз, а лекарственные капли — незамерзающими). 

Игорь Орлов бывал на Земле Франца-Иосифа и поделился своими ощущениями от пребывания там. «Арктика — это бесконечность», — обрисовал губернатор. Во время полярной ночи, в абсолютной темноте человек понимает, насколько велика эта территория. И здесь было невозможно избежать темы главного регионального проекта, ориентированного на молодёжь и будущих учёных — «Арктического плавучего университета». Студенты САФУ получают возможно не только в теории, но и на практике изучать высокие широты. 

Школьники задали вопросы. Упомянутого Артёма Копылова интересовало, как Поморье собирается реализовывать проекты, связанные с Арктикой, когда у региона нет ледокольного флота. И тут было очевидно, что парень хоть, может, и готовился, но не очень основательно. Возможно, имелся в виду атомный флот. Но любом случае ледоколы есть. И их для существующих потребностей хватает. А если понадобятся более мощные, то вопрос будет решаться через правительство. 

Ещё один вопрос (от одноклассницы  Артёма — Надежды) касался оттока населения. И это, конечно, тот самый вопрос, на который Игорь Орлов вынужден отвечать регулярно. Понятно, что в современном экономически активном обществе люди при любых обстоятельствах будут искать место, «где лучше». Один из главных аргументов в пользу жизни в Поморье — нормальный размеренный её режим в сравнении с суетой столиц и других «миллионников». Игорь Орлов пообещал, что будет  дальше активно трудиться над выправлением тенденции. 

— Мы хотим, чтобы наши ребята, живущие в Арктической зоне Российской Федерации воспринимали эту территорию не как виртуальное пространство, находящееся где-то далеко, они должны знать, что это их земля, им здесь жить и нести за неё ответственность, — подвёл итог занятия губернатор. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.