В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/13
Общество
Архангельские школьники с помощью лего-робота решили задачу для крупного производства

Архангельские школьники с помощью лего-робота решили задачу для крупного производства

27.04.2017 08:51Мария АТРОЩЕНКО
26 апреля в архангельской гимназии № 24 прошла олимпиада по робототехнике «Будущий инженер».

Робо-олимпиада состоялась в рамках проекта «Промшкола», который запущен при поддержке Корпорации развития Архангельской области. Напомним, его главные участники — некоммерческое партнёрство «Красная кузница», Архангельский техникум водных магистралей имени Орешкова и гимназия № 24. Они же выступили организаторами олимпиады.

А непосредственно заказчиком олимпиады стало архангельское ООО «Вальма», которое занимается выполнением заказов по металлообработке по чертежам и фрезерными работами.

— У нас всегда дети делали роботов ради роботов, — отметил замдиректора компании «Вальма» Павел Юницын. — Но в жизни нужны не просто роботы, а решение конкретных задач. Нам было интересно, смогут ли школьники решить производственную задачу с помощью роботов. Мы поставили задачу, и они попытались решить её. И частично она решена. На сегодняшний день мы реально видим, что школьники могут свои знания по робототехнике применить в будущем на работе. Как работодатель, я вижу, что эти ребята могли бы мне выдавать программы.

Алгоритм не из простых

За задачу, которую «Вальма» поставила ребятам, — она называется «Чертёжник», — пока смогли взяться только трое юношей. Один из них — ученик 9 «а» класса 24-1 гимназии Владислав Егоров. Он довольно-таки давно занимается робототехникой, но и ему было непросто.

— По сути, от нас требовался алгоритм для шлифовального или фрезерного станка, для крупных производств по обработке металла или твёрдых горных пород, — рассказал Владислав. — Ключевая задача была не собрать робота, а придумать алгоритм, который будет повторять контуры заданной фигуры и закрашивать её площадь. 

Задание состояло из трёх уровней сложности: на первом — заставить робота начертить и закрасить треугольник, на втором — пятиугольник, а на третьем, самом сложном, — условную «ракету».

— Это невыпуклый многоугольник, и из-за этого его сложнее было нарисовать, — пояснил девятиклассник. — Методы закраски надо было придумывать самому. Всё было реализовано на роботе «Lego Mindstorms», так как это достаточно простая среда для программирования и понимания. Но сам алгоритм оказался очень тяжёлым, поэтому собралось всего три участника. 

Ребята получили задание в середине февраля.

 — К 17-му числу у меня уже был треугольник, — рассказал Владислав. — Робототехникой я занимаюсь с пятого класса, езжу на городские и областные олимпиады, такие как «РобоНорд». В этом году я ездил туда, уже как тренер. Опыт в лего-программировании хороший. Но и с ним задача была сложной. Если бы давали не два месяца, а полгода… А так, пока слепил из того, что было. 

Хочешь собачку? Напечатай!

Презентация проекта «Чертёжник» тихо и сосредоточенно проходила в актовом зале школы, а в это время в холле работала выставка других лего-роботов, которых гимназисты привезли с регионального турнира «РобоНорд-2017», прошедшего в апреле в Северодвинске. Эти роботы выполняли самые разные задачи: например, «Шорт-трек», «Сортировщик», «Сложная линия», «Биатлон», «Шагающие роботы», «Кегельринг-макро». Самой оживлённой была «Сумо»: забавно было смотреть, как толпа пятиклашек сгрудилась вокруг импровизированной арены, на которой пытались одолеть друг друга два робота. Причём большинство зрителей и участников — девчонки.

— Мы сами придумываем модели, сами собираем, сами программу пишем. У этих роботов есть ультразвук, с его помощью они находят противника, — рассказала ученица пятого класса Катя, оторвавшись от робо-«махача».

— И тут уже дальше зависит от того, кто сильнее, — сказал Даня.

— Одного такого робота можно собрать где-то за неделю. Мы только в этом году начали заниматься. Главное — понять принцип. Программировать сложнее, чем собирать. Но это очень интересно, — добавила Саша.

Неподалёку от них множество детей столпилось у стоящих в ряд 3D-принтеров. Ребята следили за тем, как шла печать маленьких разноцветных фигурок — игрушечных собак.

— Эту собачку создала я, — с гордостью сказала мне одна из девочек.

Робототехника — с детского сада

Параллельно в гимназии в рамках олимпиады «Будущий инженер» прошёл круглый стол «Робототехника в Архангельске», на котором представители промышленности и образования обсудили точки роста и дальнейшие направления развития. Встречу также посетил министр экономического развития Архангельской области Семён Вуйменков.

— Нам необходимо расширяться по двум направлениям: дошкольной подготовки и сопровождения детей, увлечённых робототехникой, до университета, — отметил министр. — Кроме того, в рамках международного Арктического форума у меня была встреча с генеральным конструктором Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики. Мы говорили о том, чтобы проводить российский кубок робототехники и кибернетики в Архангельской области. Робототехника, биотехнологии, материаловедение и информационные технологии — это отрасли, в которых мы жизненно заинтересованы, потому что это то, где в будущем может быть востребована наша молодёжь.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.