Экономика
А​рктические регионы: специфические проблемы требуют специфических решений

А​рктические регионы: специфические проблемы требуют специфических решений

29.03.2017 21:05
На Арктическом форуме представители северных регионов обсудили механизмы социально-экономического развития территорий.

В дискуссии приняли участие не только представители органов власти, но законодатели, руководители крупного бизнеса и научные деятели. 

Как пояснил зампредседателя правительства Архангельской области Виктор Иконников, выступивший в качестве модератора дискуссии, общая задача экспертной площадки — поделиться лучшими практиками; рассказать как о проблемах и преодолении проблем, свойственных северным регионам, так и поиске точек роста, привлечении инвестиций и создании различных институтов развития территорий.     

— От нас ждут, что в рамках дискуссионных секций должен быть сформирован конкретный посыл и вопросы, которые станут в дальнейшем повесткой дня работы федерального центра, — обозначил сверхзадачу мероприятия Виктор Иконников.

Виктор Иконников. Фото Артёма Келарева. 

Сверхдорогое удовольствие 

Несмотря на поверхностно кажущуюся схожесть проблем арктических регионов, «самочувствие» у них — несколько разное.  Ямало-Ненецкий автономный округ и прежде считался преуспевающим в социально-экономическом плане. Во многом благодаря интенсивной добыче углеводородного сырья. Сейчас прогресс закрепляется за счёт крупных проектов. У всех на слуху «Ямал-СПГ» —  проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа, дающий десятки тысяч рабочих мест. 

— Если смотреть в масштабах страны, то каждый десятый налоговый рубль в федеральном бюджете — ямальский, — отметил замгубернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов.

По его словам, развитие поддержка динамики развития арктических территорий — государственная задача. В тоже время региональная власть  ЯНАО видит в качестве своего приоритета развитие транспортной инфраструктуры, которая даёт импульс для всей экономики региона. В округе намерены реализовать проект «Северный широтный ход». Это железнодорожная магистраль длиной 707 км,  которая свяжет западную и восточную части региона,  Северную железную дорогу со Свердловской. Этот проект называют первой концессионной железной дорогой в России.  

По мнению Дмитрия Артюхова, освоение месторождений всегда «идёт вслед за транспортом». Впрочем, инфраструктура — дорогое удовольствие, а в Арктике — сверхдорогое. Поэтому без чёткой координации инфраструктурных проектов, деньги будут попросту распыляться. 

Замгубернатора ЯНАО также отметил стратегическое преимущество Архангельской области — высокий уровень образования и науки и соответствующей инфраструктуры.

Мурманск — «пилот» среди регионов, реализующих концепцию опорных зон в Арктике. Там тоже реализуются крупные проекты. Но и проблем здесь хватает. В том числе на уровне координации. Первый замгубернатора Мурманской области Алексей Тюкавин, вероятно, усомнившийся в целесообразности строительства новых торговых портов в других регионах задал аудитории риторический вопрос: «Зачем в Мурманске строить порт, если будет порт в Сабетте и в Архангельске?»

Алексей Тюкавин отметил, что опорными портами должны стать Мурманск и Петропавловск-Камчатский. Он также риторически расширил проблематику конкуренции между арктическими регионами. В частности в шутку сообщил, что ведутся разговоры о включении в  АЗРФ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, чей промышленный и научный потенциал нацелены на высокие широты.

Фото Артёма Келарева.

Нужно кооперироваться

На секции выступил представитель Архангельской области — директор Корпорации развития региона Алексей Ковалёв. Он высказал точку зрения по поводу путей развития малого бизнеса в непростой для предпринимателей Арктической зоне. Этот вопрос, кстати, поднимался ранее в присутствии вице-премьера, главы Госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрия Рогозина. 

По словам Алексея Ковалёва, мощный импульс малому и среднему бизнесу в Арктике способны дать крупные проекты. 

— Возможно, Север развивается медленно. Но в таком случае должен появиться проект развития арктических территорий. У этого проекта должен быть конкретный заказчик в лице федерального центра, конкретные показатели, временные рамки и финансирование. Тогда регионы станут исполнителями этого проекта. Мы перестаём конкурировать между собой и начинаем помогать друг другу как единая команда над достижением показателей. И тогда бизнес увидит себя в этом проекте и свои ниши. И вот тогда уже можно будет говорить о компенсациях и снижении рисков для малого бизнеса, — предложил формулу эффективной работы глава Корпорации развития Архангельской области. 

Примерно о таких крупных проектах рассказала временно исполняющая обязанности генерального директора Корпорации развития Республики Саха (Якутия) Мария Дмитриева. В Якутии отдают должное крупным, обладающим так называемым мультипликативным эффектом проектам, когда инвестиция приводит к многократному экономическому росту в разных отраслях. Два системообразующих проекта для республики  — реконструкция морского порта Тикси и модернизация и строительство флота. По мнению Марии Дмитриевой, реализация проекта опорной зоны в республике, позволит увеличить доходы муниципальных образований в 1,7 раза. 

В финале дискуссии Виктор Иконников подчеркнул, что у арктических регионов есть специфические проблемы, которые требуют специфических решений. Правда, пока нет единой стратегии, которая могла бы дать вектор развития и территориям, и бизнесу. Очевидно также, что для принятия ключевых решений федерального уровня регионам надо кооперироваться.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.