В Приморском округе погиб 46-летний охотник
Общество
С Днём театра! Слово — архангельским актёрам

С Днём театра! Слово — архангельским актёрам

27.03.2017 16:05Мария АТРОЩЕНКО
27 марта — Всемирный день театра. О своей любви к нему и жизни в нём ИА «Регион 29» рассказали актёры трёх театров Архангельска.

Можно ли говорить о том, что актёры — это какие-то совершенно особые люди?

Наталья Малевинская, председатель Архангельского отделения Союза театральных деятелей РФ, заслуженная артистка России, актриса Молодёжного театра:

—  Конечно, особые. Они другие даже по своей структуре, на клеточном уровне. У них особая психика, причём расшатанная. Чтобы играть разные роли, человек должен быть очень отзывчивым, очень пластичным, с очень чувствительными нервными окончаниями. 

Поэтому, да, я считаю, что нервная система у актёров расшатана. Человек железобетонный с очень устойчивыми нервами вряд ли сможет сыграть Гамлета. Да и вообще любую роль: нужно проникнуть в историю своего героя, в его психологию, натянуть их на себя.

Наталья Малевинская в премьерном спектакле «Шальные ножницы». Фото Артёма Келарева.Наталья Малевинская в премьерном спектакле «Шальные ножницы». Фото Артёма Келарева.

— Часто говорят, что какой бы ни был персонаж, актёр всё равно играет себя. 

— Я бы не сказала, что я рассказываю о себе. Понято, что нельзя — раз! — и всю себя выкинуть и поставить на моё место другого человека: я это я, но поставленная в ситуацию героя. Иногда играешь какую-то роль и понимаешь, что сама бы так не поступила: не сказала бы так, промолчала бы или развернулась и ушла. 

Некоторые говорят, что для того, чтобы заплакать на сцене, нужно вспомнить что-нибудь печальное из своей жизни. Мне никогда это в голову не приходило! Да и некогда на сцене думать о том, что кто-то тебя обидел. Если правильно выстроены роль и все реплики, то ты подходишь к этим слезам, и они льются не потому, что ты плачешь, а потому, что плачет твой герой. Например, в «Тёмных аллеях» моя героиня, которая живёт в Париже, пока её муж, участник белого движения, работает в Югославии, встречает мужчину. И мы начинаем вместе жить, а потом он умирает, и я опять осталась одна, и опять безысходность. И когда я говорю: «Он умер в вагоне метро, читая газету, и вдруг, откинув голову к спинке сиденья, завёл глаза», — я не вспоминаю людей, которых я потеряла.  Я представляю то метро, тот дом, куда она пришла после похорон, где она нашла ту шинель, которая ещё пахла им. И если я правильно всё это проживаю, я спокойно выхожу на слёзы. 

Ольга Халченко. Фото Екатерины Кулаковой.Ольга Халченко. Фото Екатерины Кулаковой.

В роль сложнее входить или выходить из неё?

Ольга Халченко, актриса Молодёжного театра с 2004 года: 

— Роли всегда рождаются по-разному. И если это нормально отрепетированный материал, сделанный с любовью и с душой, то сложностей перехода не должно быть. Вопрос, который вы задали, наверное, больше относится к классическому русскому театру, когда репетировали по несколько лет, когда образ въедался в кровь, под кожу. И тогда, да, были случаи, когда людям было тяжело выходить из роли. Сейчас подход ко всему совершенно другой, сейчас есть Интернет, в котором можно узнать всё необходимое. Поэтому, если всё сработано слаженно, ты быстро входишь и выходишь. За всё это время в театре у меня таких проблем не было. Если спектакль сыгран отлично, остаётся лёгкая эйфория. Если спектакль весёлый, хочется продолжать веселиться. А из тяжёлого спектакля нужно сразу уходить, иначе будут проблемы со здоровьем.

Константин Феофилов, артист драмтеатра с 1973 года: 

— Тяжелее, конечно, входить. Это чисто актёрское умение. Если оно есть, ты актёр, если его нет — ты не актёр. Но это нелегко: сначала надо найти образ, потом примерить на себя, потом надеть. И если он подходит, использовать на сцене. Ну, а выходить тоже непросто. После спектакля, когда это хороший спектакль, происходит такой выхлест, такая затрата, а потом — опустошение. Идёшь домой — и всё пустое.

Мария Беднарчик в спектакле «Победительница». Фото Артёма Келарева.Мария Беднарчик в спектакле «Победительница». Фото Артёма Келарева.

Мария Беднарчик, актриса драмтеатра с 2005 года:

— Вы знаете, если человек не выходит из роли, это уже немножко ненормально. Бывает такое, что не сразу переключаешься, но такого, чтоб прийти домой, мыть посуду и побить её — нет.

Как понять, что актёрство — это не просто самодеятельность, а призвание?

Евгения Плетнёва, актриса Молодёжного театра с 2009 года: 

— В моём случае это была случайность, я не задумывалась о том, чтобы стать актрисой. А что касается людей, которые уже в подростковом возрасте этим живут, которым это кажется таким колким, таким близким и необходимым, думаю, надо просто попробовать. И тогда уже начнёшь понимать, правильной ли дорогой ты идёшь. Потому что в актёрской деятельности очень много преград: приходится долго ждать своего часа, терпеть невостребованность. Нужно быть готовым к этим постоянным сомнениям, к ожиданиям. Это просто профессия ожидания.

Евгения Плетнёва. Фото Екатерины Кулаковой.Евгения Плетнёва. Фото Екатерины Кулаковой.

Я поняла, что попала, куда надо, потому что оказалась в прекрасном театре, с прекрасными людьми, которые меня поняли. Благодаря им, благодаря тому, что мне хотелось быть среди них, смотреть, слушать, вникать, впитывать, я и поняла, что хочу быть актрисой. Возможно, если бы этого не произошло, я бы и не осталась в театре.

Мария Новикова ведёт экскурсию на «Ночи искусств» в усадебном доме Плотниковой.Мария Новикова ведёт экскурсию на «Ночи искусств» в усадебном доме Плотниковой.

Мария Новикова (артистка драмтеатра с 2007 года): — Понимаете, любое мнение о себе может быть ошибочным. Но вообще — если ты для себя не видишь никакого другого пути. Мне кажется, большинство приходит в театр какими-то случайными путями. Очень много бывает случайностей, которые приводят тебя в театр: выводит судьба, ситуации в жизни, люди, с которыми повстречаешься. Так и у меня получилось. Случайности оказались неслучайными.

Анастасия Буланова в спектакле «Месяц в деревне». Фото Артёма Келарева.Анастасия Буланова в спектакле «Месяц в деревне». Фото Артёма Келарева.

Как вы относитесь к импровизации на сцене и часто ли импровизируете?

Анастасия Буланова, актриса Молодёжного театра с 2009 года: 

— Я не сторонник импровизации. Только в исключительных случаях, когда и ты, и партнёр забываете текст, начинается импровизация — надеюсь, что хорошая, но не всегда. Иногда получается здорово, и какую-то импровизацию можно даже оставить в спектакле. Я считаю, что нужно придерживаться того направления, что задал режиссёр. Импровизация — это уже отдельный жанр, который не все, на мой взгляд, могут сыграть. 

Мария Степанова. Фото из архива архангельского театра драмы.Мария Степанова. Фото из архива архангельского театра драмы.

Мария Степанова, артистка драмтеатра с 2006 года: 

— Умение импровизировать — очень высокий дар, и не каждому актёру он дан. Импровизировать в жилу и вкусно надо уметь. У кого-то это получается сразу, но в основном — приходит с опытом.  Если сымпровизируешь куда-то не туда, это может нарушить ход спектакль, выбить актёров из какого-то единого русла. Поэтому с импровизациями нужно быть очень осторожными. Но иногда случаются просто какие-то неожиданности, например, от партнёра, когда приходится. Бывает, ты что-то забываешь и преподносишь сюрприз своему коллеге. 

Мы, бывает, не то, что импровизируем, — хулиганим, но стараемся это делать незаметно. Хотя молодым артистам лучше не хулиганить на сцене.

Константин Феофилов. Фото Артёма Келарева.Константин Феофилов. Фото Артёма Келарева.

Константин Феофилов

— Девочки всё правильно сказали. Хотя, конечно, встречаются особые таланты на импровизации. Таким был народный артист Борис Иванович Горшенин. Это был великий мастер импровизации, комик редкого дарования с изумительным чувством юмора. На сцене никто не знал, чего от него ждать. Служила у нас Клавдия Константиновна Кулагина — героиня актрис, которая до последних дней работа в театре. Они с Борисом Ивановичем зачастую бывали партнёрами. А она была очень смешливая, легко «кололась». Чего только Горшенин с ней не вытворял! Например, в спектакле «Ханума» она играла главную героиню, а он — князя Микича Котрянца. И вот, значит, там такой момент, где он приходит и расхваливает невесту. И я был свидетелем, как он сказал: «Ты посмотри, какая красавица эта Сона! Она у меня у меня на руках росла, на ногах цвела…». И всё, Кулагина поплыла.

Или они вместе играли в спектакле «Миссис Пайпер ведёт следствие». Она играла старушку, которая решила распутать преступление, Горшенин — инспектора, а я — следователя. И вот она договорилась с инспектором, что тот спрячется в шкаф, а в определённый момент выскочит, чтобы застукать преступника. И никто никогда не знал, в каком виде он оттуда вывалится. Как-то раз он рядом со шкафом поставил банку с жёлтой смазкой, которую мы использовали для снятия грима, — пахла она солидолом, один к одному! Однажды он вываливается — шляпа вывернута наизнанку, на нём висит пять вешалок и плащ какой-то, а всё лицо заляпано этим вазелином с кусочками перьев. 

Самый шедевр был на одном из последних спектаклей. Смотрю — рядом со шкафом ничего не стоит. «Ну, — думаю, — не подготовился Борис Иванович!». А потом он вывалился, наклонился к ней, а к языку у него была приклеен муха пластмассовая! И всё, мы уже доигрывали практически без Кулагиной.

Каково наблюдать, как театр меняется с течением времени, и вы вместе с ним?

Константин Феофилов

— Приходится меняться. Театр — это живой организм, причём очень чувствительный ко всему, что делается снаружи. Это очень чуткий и болезненный аппарат, который очень тонко чувствует время. Наверное, потому что работают в нём люди тоже с обострённой чувствительностью. Актёры — люди взнервлённые, чуткие ко всему. И каждый актёр — это наблюдатель. Ну, кроме того периода, когда идёт работа на ролью. Тогда актёр может идти по улице, никого не видя и не слыша, проигрывая в мозгах текст. А так актёр всё берет из жизни, и меняется в зависимости от того, как меняется она.

Людмила Советова в спектакле «Две дамочки в сторону Севера». Фото Артёма Келарева.Людмила Советова в спектакле «Две дамочки в сторону Севера». Фото Артёма Келарева.

Людмила Советова, заслуженная артистка РФ, актриса драмтеатра с 1979 года: 

— Театр — это отражение жизни. Что я люблю в профессии, так это то, что в нашем деле всегда нужно чему-то учиться. Это дорогого стоит, это меня очень греет.

Бывает ли, что после спектакля вы плачете или болеете?

Анастасия Буланова

— Это очень ценно, когда после спектакля ты сидишь, например, и чувствуешь такую пустоту в себе — невероятную! — ты смотришь в одну точку и не можешь с мыслями собраться, хотя нужно идти домой. У меня это бывает не так часто, но буквально недавно был спектакль «Входит свободный человек»: после него я час просидела, ничего сказать не могла! Я чувствовала такую пустоту, но такое неимоверное счастье. И было желание сыграть его ещё раз, и ещё раз. Это очень ценное чувство, когда ты после спектакля — бац! — расплакался или, наоборот, рвёшься что-то сделать. Здорово, когда спектакль, закончившись, продолжает влиять на тебя.

Что актёру в жизни даётся проще, а что — сложнее?

Ольга Халченко

— Есть люди, которые рождены актёрами: не знают, не ведают, а потом, в конце концов, к этому приходят. Это моя история, например. А есть люди очень застенчивые, заикающиеся, и они именно поэтому идут в профессию, набираются опыта, мастерства и за этот счёт всё свою жизнь преодолевают. Есть люди, у которых вообще нет никаких комплексов. Это всё индивидуально, это никак не объяснить. Есть люди, которые находят своё призвание очень быстро, и живут счастливо, искромётно и очень красиво. А есть те, кто не слышит всех своих внутренних голосов, и они очень несчастны. И они напрягают, очень крепко напрягают всех окружающих.

Профессия актёра — из разряда высоких сфер. И как она сочетается с простой обыденной жизнью?

Мария Беднарчик

— Она очень помогает отвлекаться от бытовухи. Вот ты мыл посуду, а потом приходишь играть «Сон в летнюю ночь», и ты уже в другом времени, в другом месте. Это, мне кажется, очень помогает не сойти с ума. Одно отвлекает от другого и наоборот.

Мария Беднарчик в спектакле «Золотой ключик».Мария Беднарчик в спектакле «Золотой ключик».

Актёр может быть застенчивым, замкнутым?

Людмила Советова

— Да, конечно. Чем больше тебя, чем больше ты личность, тем интереснее. Часто очень хорошие актёры и бывают погружены в себя. У нас ведь есть площадка, где можно выразить все свои чувства: и любовь, и ненависть. Когда ты выходишь на сцену, ты всё равно играешь про себя, про то, что тебя греет. Тога ты органичен. А если ты играешь человека, которого себе нафантазировал, я считаю, это не будет правдой.

«Мы другие»

— Что для вас значит работать именно в Молодёжном театре?

Наталья Малевинская

— Я в театре с 1978 года, уже скоро 40 лет будет, как я здесь пашу. И, как говорит у нас один герой «Жидов города Питера», «я это кино буду смотреть до конца». Я не представляю ничего другого. Мне кажется, мы какие-то более европейские, продвинутые. К нам приезжает очень много молодых режиссёров, которые ездят и по Европе, и по России, и привносят сюда очень много идей, именно современных. Мы другие, и другого я не хочу, не могу.

Ольга Халченко

— Я, наверное, буду казаться старухой, но я думаю, что я в театре служу. А служить в Молодёжном — это очень счастливая часть моей жизни. А ведь меня судьба водила, она могла меня привести в другие театры Архангельска и России. Но я сделала этот выбор. Такая история у актёров бывает, когда они приходят в театр и понимают, что это семья. И я очень рада, что меня окружают именно вот эти люди. Эта семейственность — она не искусственная, она настоящая. Мы по крови практически родственники, по театральной крови.

Евгения Плетнёва

— Для меня театр — это не работа, это мой второй дом, это служение. Я с мыслями о нём просыпаюсь и ложусь. Это постоянное общение, улыбки, праздники, даже конфликты! Сюда может прийти мой ребёнок, с ним здесь поиграют, угостят. Для меня работать в Молодёжном театре — это жить, и жить именно с этими людьми. Молодёжный театр — это не здание и, возможно, даже не спектакли: это люди, которые здесь работают. 

Анастасия Буланова

— Для меня это стало, наверное, самой важной частью моей жизни. Он ворвался в неё вихрем, изменил меня полностью, я бы сказала — вырастил. 

Александр Дубинин в премьерном спектакле «Слон». Фото Артёма Келарева.Александр Дубинин в премьерном спектакле «Слон». Фото Артёма Келарева.

«За что я люблю театр?»

Александр Дубинин, актёр драмтеатра с 2006 года: 

— Это семейный муравейник, в котором постоянно что-то происходит — кипят страсти. У нас очень бурлящий коллектив. Кругом люди творческие — в поступках довольно экстравагантны. Актёры ведь выросли из скоморохов, а превратились во врачевателей душ.

Только однажды меня посещала мысль — бросить театр. Это было в первый год моей работы, не потому, что театр был ужасный, а потому что я считал, что недостоин, находиться здесь. Больше — никогда! Я не понимаю тех, кто говорит: «Не дай Бог, мой ребёнок пойдет в театр!». Как можно не желать своим детям того, от чего ты сам счастлив? Заниматься любимым делом — это большое счастье. 

Илья Логинов. Фото Оксаны Скорняковой.Илья Логинов. Фото Оксаны Скорняковой.

Илья Логинов, артист театра кукол с 2004 года и театра «Понарошку»:

— Всё очень просто. Театр даёт возможность концентрированного чувствования происходящего. С театром, как и с любым искусством, можно острее проживать свою жизнь. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.