Общество
«Наследники Ломоносова»: умники и умницы с арктическим уклоном
1/7

«Наследники Ломоносова»: умники и умницы с арктическим уклоном

18.03.2017 15:40Мария АТРОЩЕНКО
17 и 18 марта в Гостиных дворах состоялись съёмки девяти игр полуфинала региональной телевизионной олимпиады.

17 марта состоялось пять игр, на 18 марта остались четыре. Тема игр полуфинала — «Освоение Арктики. Забытые полярные экспедиции».

Напомним, для того, чтобы попасть в полуфинал третьего сезона, почти сто юных северян писали эссе на тему афоризма полководца Александра Суворова «Мужественные подвиги достовернее слов». В результате для съёмок были отобраны 33 участника — 27 основных и шестеро запасных.

В седьмой игре полуфинала «агонистами» (так на «Умниках и умницах» зовут игроков, выходящих на дорожки) оказались Алина Зашихина из шестой гимназии областного центра, Андрей Зобов из архангельской школы № 59 и Алёна Копосова из котласской школы № 18.

Седьмая игра

На съёмках шестой игры председателем жюри был министр образования и науки Архангельской области Игорь Скубенко, а седьмую игру судил глава региона Игорь Орлов.

Казалось бы, такое «губернаторское» жюри — дополнительный повод для волнения, но глава Поморья был лоялен к участникам и щедр на медали для «теоретиков».

После небольшой разминки — ребятам нужно было подобрать стилистически нейтральные синонимы к разным словам — Алину, Андрея и Алёну ждал конкурс красноречия. Отвечая на вопрос: «Что для вас смелость?», — каждый привёл в пример мужество полярных исследователей.

По результатам конкурса, на котором за считанные секунды нужно было продемонстрировать ораторское мастерство, на красной дорожке (самой короткой, но не допускающей ошибок) оказался Андрей Зобов, на жёлтую (среднюю, на которой можно один раз ошибиться) встала Алина Зашихина, а Алёна Копосова — на зелёную (самую терпимую к ошибкам, но самую длинную).

На первом этапе ребятам были предложены вопросы из разделов «Причины», «Мы в такие шагали дали…» и «Война». Во втором — по темам «Красная книга», «Государственный заказ» и «Избушка», и в третьем — «Кронштадт», «Рекордсмены» и «В гостях».

Естественно, что все вопросы, скрывавшиеся под ними, были посвящены полярным исследователям, например, Харитону Лаптеву или Фёдору Литке. Ошибались игроки тройки очень редко, но порой губернатор считал ответ недостаточным и обращался к «теоретикам» с просьбой дополнить его. А те только того и ждали. Некоторые из «теоретиков», заработавшие две медали, меняли их на почётные ордена.

Арктика — это мир возможностей

Когда ареопаг удалился на подведение итогов, губернатор Игорь Орлов дал ведущему телевизионной олимпиады Юрию Боброву интервью. Тот спросил главу региона, что значит Арктика для него, как для жителя области и губернатора. Игорь Орлов ответил, что в данном случае эти понятия тождественны и пояснил:

«Арктика для Архангельска — это мир возможностей».

По мнению губернатора, перспективность высоких широт заключается не только в добыче углеводородов.

— Арктика — это место, где нужно проявлять самые выдающиеся человеческие качества, а не просто сверлить дыры, — сказал Игорь Орлов.

Губернатор также в очередной раз признался в своём трепетном отношении к проекту «Наследники Ломоносова». По его словам, это возможность для школьников Поморья прорваться в лучшие вузы страны. Тем не менее, глава региона выразил пожелание, чтобы отучившись в них, «наследники Ломоносова» возвращались обратно в регион.

«Можем писать диссертацию по Арктике!»

В это время судьи подвели итоги. Пятеро «теоретиков» получили по два балла, а победителем седьмой игры был признан Андрей Зобов. Десятиклассник рассказал ИА «Регион 29», как готовился к олимпиаде.

— На электронную почту нам отправили список рекомендуемых источников, и открыв письма, мы увидели огромный перечень материалов, — пояснил школьник. — Там были и сайты, и книги, и даже конкретные страницы в определённых источниках. Найти всё это было очень трудно, тем более, что нужные книги были не во всех библиотеках. Некоторые вопросы просто повисали в воздухе. Правильные ответы на них мы уже узнавали непосредственно друг у друга.

— Вы советовались? Но вы же соперники?

— Но помогали друг другу, да. 

— Как вы отреагировали, когда узнали тему полуфинала?

— Мы решили, что тема достойная. Мы ведь живём в Архангельске, а наш город — это центр арктических исследований.

— Наверное, сейчас вы гораздо больше узнали об освоении Арктики?

— Да, конечно, был определённый уровень школьных знаний, но здесь мы очень глубоко изучили вопрос. У нас даже была шутка, что мы можем теперь писать докторскую диссертацию по Арктике!

Как и участники, игрой остался доволен и Игорь Орлов. По его наблюдениям, уровень знаний ребят об освоении Арктики, действительно, очень высок.

— Я в восторге! — сказал губернатор. — Конечно, я тоже готовлюсь к этой встрече, читаю ответы. Но то, насколько полно и содержательно отвечают на вопросы ребята, — это просто супер. Значит, они тоже подходят к этому очень серьёзно и, соответственно, насыщаются этими знаниями, которые делают их настоящими знатоками арктических территорий.

По словам губернатора, выбор темы для полуфинала связан с международным форумом «Арктика — территория диалога», а также необходимостью осознания роли Архангельска в освоении Арктики:

«Нам важно осознать не только, то, что ждёт нас в Арктике в будущем, но и свою историческую роль в её исследовании. Думаю, нас ждёт множество удивительных открытий, тем более, что сейчас тема истории освоения арктических территорий очень актуальна для всей России».

В финал, съёмки которого состоятся в мае, пройдут 9 победителей от каждой игры. Трое из них, которые лучше всех покажут себя в финале, смогут принять участие в «Умниках и умницах» в Москве. Ещё одного-двух отличившихся ребят из числа финалистов выберет лично Юрий Вяземский.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.