В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Экономика
Транзит грузов по Севморпути и внутренние перевозки — основа успеха России в Арктике

Транзит грузов по Севморпути и внутренние перевозки — основа успеха России в Арктике

14.03.2017 12:10
Ответственный секретарь научно-экспертного совета Госкомиссии по развитию Арктики, директор государственного океанографического института Юрий Сычёв — о предпосылках развития Арктической зоны РФ.

По мнению Юрия Сычёва, с точки зрения международной составляющей, транспортная система Арктики интересна, прежде всего, как транзитный путь.

— Минувший 2016 год был самым тёплым за всю историю наблюдений на Земле. При этом ледовый покров был исключительно мал, — отмечает учёный-океанолог. — Поскольку процесс потепления и уменьшение площади ледового покрова в Арктике наблюдается на Земле в течение последних двадцати лет, то можно говорить о предстоящей интенсификации использования Севморпути, в частности, его использования как пути из Европы, и, прежде всего, Северной Европы в Юго-Восточную Азию.

До недавнего времени, когда территория российских морей большую часть года находилась подо льдом, перевозки были экономически невыгодны. Сейчас же все основные перевозчики рассматривают возможность использования Севморпути в качестве альтернативы Суэцкому каналу.

— Конечно, в полном объёме конкурировать с Суэцким каналом не получится, — считает Юрий Сычёв, — но несколько десятков миллионов тонн можно осилить, тем самым удешевив перевозки.

Основной транзит — это товары, сжиженный газ, продукты нефтепереработки, в гораздо меньшей степени навалочные грузы. Кроме того, актуально перевозить рыбу и всё, для чего срок перевозки представляется критичным параметром, полагает учёный.

Обсудим в Архангельске

— Уверен, что участники Международного форума «Арктика — территория диалога» найдут, что рассказать об актуальности транзитных перевозок в российской Арктике, — говорит Юрий Сычёв. — Ожидается, что участие в дискуссии примут также и судостроители: суда арктического класса в Европе строятся в основном в Финляндии, а в Юго-Восточной Азии — это Корея, Сингапур и Китай.

Вторая часть перевозок в Арктической зоне — это внутрироссийские перевозки, представляющие собой целый комплекс перевозочных систем — морской, авиационной и железнодорожной.

— Железнодорожная составляющая предполагает, что в ближайшее время будут введены новые магистрали — «Северный широтный ход», «Белкомур» и другие. «Белкомур», например, позволит ежегодно перевозить 150 миллионов тонн пермских калийных удобрений и поставлять их на международные рынки, — приводит данные предварительных расчётов учёный. — Развитию транспортной инфраструктуры Арктики будет способствовать перевозка сырья, добытого непосредственно в Арктике. Таяние ледового покрова открывает новые возможности — можно уже добывать полезные ископаемые на арктическом шельфе. Это потребует серьезной подготовки и больших капиталовложений. Нужны суда технологически совершенного иного уровня, нужно будет построить новый порт, который сможет обеспечить такую морскую деятельность и ледовую защиту.

В ближайшее время заработает предприятие Ямал СПГ, которое обеспечит дополнительные 16 миллионов тонн грузопотока по Севморпути, Новопортовское месторождение добавит еще восемь миллионов тонн.

— Большое количество углеводородов будет перевозиться по Севморпути, — уверен Юрий Сычёв. — Это создаст необходимый грузопоток. Наши внутренние перевозки тоже станут развиваться, и это в интересах регионов, в интересах развития экономики страны в целом, в том числе и в наших военных интересах. Всё вместе создаёт предпосылки для развития Арктической зоны России, и это и есть та стратегическая задача, которую нам предстоит решить в ближайшие годы.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.