Лаборатория — это совместный проект Архангельского молодёжного театра с Центром драматургии и режиссуры республики Башкортостан. Театр Панова в этом проекте становится площадкой для воплощения замысла, а руководит лабораторией петербургский режиссёр — уроженец Уфы Искандер Сакаев, — с которым у театра сложилось давнее плодотворное сотрудничество.

Напомним, Сакаев поставил в вотчине Виктора Панова «Ромео и Джульетту», «Заводной апельсин» по мотивам романа Энтони Бёрджеса, «Россию молодую» по одноимённому произведению Юрия Германа, «Попытку к бегству» по ранней повести Виктора Пелевина, а также спектакль по трагедии Венедикта Ерофеева  «Вальпургиева ночь, или шаги командора», который попал в лонг-лист высшей театральной премии России — «Золотой Маски».

Если Искандер Сакаев в этом творческом предприятии руководит режиссёрской частью, то Владимир Жеребцов — драматургической. Жеребцов — драматург, которого много ставят в театрах страны и за рубежом, а так же один из из постоянных экспертов уфимского центра драматургии и режиссуры.

А к работе в лаборатории привлечены молодые уфимские драматурги и режиссёры, которых отбирал центр. 

«Мы сами не представляем, что получится в итоге»

Собственно, работа в лаборатории уже началась.

— Первый этап — это написание череды мини-пьес на основе «Сказки про Военную тайну» Гайдара, где возможны игры с сюжетом первоисточника, его предыстория или взгляд с другой стороны,  — пояснила ИА «Регион 29» пресс-атташе Молодёжного театра Анастасия Дедёшина. — Молодые драматурги сделали краткие синопсисы, которые прошли отбор у руководителей лаборатории и художественного руководителя театра. Сейчас авторы, прошедшие отбор, как раз пишут развёрнутые пьесы, которые потом Владимир Жеребцов соберёт в одно большое произведение.

По расчётам участников творческой коллаборации, история должна будет «собраться» к концу марта или началу апреля. Когда коллективная пьеса будет готова, настанет черёд Искандера Сакаева и трёх молодых режиссёров из Уфы.

— Они приедут в Архангельск и начнут работу с конца апреля, — сообщила Анастасия Дедёшина. — Труппа нашего театра будет разделена на три части, с каждой из которых будет работать один из режиссёров, а Искандер будет всё это контролировать и собирать воедино. 

«Путешествие во времени и пространстве музея памяти»

В итоге должно получиться нечто невообразимое. В Молодёжном театре по обыкновению интригуют, что такого Архангельск ещё не видел.

— Есть задумка сделать спектакль-путешествие во времени и пространстве музея памяти, — рассказала пресс-атташе театра. — Вести действие и зрителей по нему будет экскурсовод. Например, экскурсовод доходит до одного места, читает монолог или рассказывает историю, и наши артисты начинают разыгрывать её. Потом проводник отводит зрителей в следующий зал. Так и будет собираться эта история, созданная вокруг Мальчиша-Кибальчиша. 

По словам Анастасии Дедёшиной, этот опыт будет нов не только для зрителей, но и для самого Молодёжного театра.

— Мы в первый раз такое делаем, и впервые сотрудничаем с Уфой, — отметила Дедёшина. — Мы сами не представляем, что получится в итоге, но мы знаем Искандера и замечательную художницу Дину Тарасенко, которая работала над «Валтпургиевой ночью». Она не только художник по костюмам и сценографии, но и по свету. Нам пообещали, что, несмотря на то, что к премьере в городе уже будут белые ночи, свет будет задействован во всех помещениях театра.

Добавим, что идея лаборатории и сотрудничества с Искандером Сакаевым в театре выкристаллизовалась относительно недавно. Изначально, осенью прошлого года, план на 41-й сезон был другой. Тогда предполагалось, что Сакаев поставит у Виктора Панова спектакль под кодовым названием «НФБ» (то есть, Настасья Филипповна Барашкова, — ИА «Регион 29») — по собственной инсценировке к «Идиоту» Фёдора Достоевского.

Впрочем, идея поставить Достоевского на сцене Молодёжного никуда не делась, просто отодвинулась на чуть более дальнюю перспективу.

— Искандер обещал, что «НФБ» всё-таки будет, но уже в следующем сезоне, осенью или весной. Нам бы всё-таки хотелось, чтобы в Год театра у нас на сцене появился Достоевский, — прокомментировала Анастасия Дедёшина.

Ну, а спектаклем, рождённым в режиссёрско-драматургической революционной лаборатории, Молодёжный театр намеревается закрыть текущий сезон в конце мая. А потом, осенью, в самую годовщину Октября, — повторить.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.