В качестве лектора выступил министр здравоохранения региона Антон Карпунов. Лекция была открытой, поэтому послушать главу областного ведомства мог любой желающий.
Тема телемедицины возникла неслучайно. В Архангельской области создаётся единая телемедицинская сеть для северных и арктических территорий. Внедрение информационных технологий в систему здравоохранения Северо-Запада обсуждали недавно и на заседании рабочей группы Совета при полночном представителе президента РФ в СЗФО по вопросам здравоохранения и демографической политики.
Объективная необходимость
Появление телемедицины в Архангельской области Антон Карпунов назвал «объективной необходимостью», поскольку наш регион имеет ряд особенностей, которые явились «дополнительным стимулом» для развития этих технологий.
— У нас очень низкая плотность населения, — напомнил министр, — большое количество водных преград и низкая транспортная доступность. Более 27 процентов населённых пунктов области не имеют устойчивого транспортного сообщения. Для того, чтобы во всех селах и деревнях появилось такое транспортное сообщение, надо построить порядка 534 километров дорог.
Другими словами, находясь в непростых условиях, у Архангельской области всегда было больше мотивации для организации телемедицинской службы. В итоге, благодаря партнерству с норвежскими коллегами в 1995 году появился проект «Телемедицина на Северо-Западе», который и стал «отправной точкой».
Фото Артёма Келарева.
3500 телемедицинских консультаций в год
Изначально в проекте было несколько участников: Мурманская область, Карелия, Коми. Но реализовался он в полном объеме только на территории Архангельской области. Впервые опыт внедрили в областной клинической больнице, а в последующем распространили в детскую областную больницу, онкологический диспансер.
— На сегодняшний день на территории региона, включая НАО, действует межрегиональная сеть телемедицинской службы. Работает 31 телемедицинская студия в государственных учреждениях и две — в федеральных. Количество консультаций с помощью телемедицины за 11 месяцев 2016 года превысило три с половиной тысячи. И ежегодно число телемедицинских консультаций увеличивается, — констатировал Антон Карпунов.
Фото Артёма Келарева.
Проблема федерального уровня
Система телемидицинской помощи, по словам министра, делится на два этапа — внутренний и внешний.
— Допустим, если Котласская городская больница обращается в детскую областную с целью консультации сложного случая у ребенка — это внутренняя консультация. Внешняя консультация — это когда областная детская клиническая больница обращается за помощью, например, в Научно-исследовательский ортопедический институт имени Турнера, — пояснил Карпунов.
Он также отметил, что самым большим потребителем такого внешнего консультирования является сейчас НАО. Министр обратил внимание студентов и на то, что в России телемедицинская консультация заключается именно в консультировании врача врачом, а за рубежом давно и успешно используется консультирование уровня «врач-пациент».
— Пока ещё есть пробел в законодательстве, который не позволяет нам использовать телемедицину так, как её используют наши зарубежные коллеги, — сказал Карпунов.
Но, по словам министра, время не стоит на месте. Спектр развития информационных технологий в сфере медицины возведены сейчас в ранг приоритетных. Проект «Совершенствование оказания медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» рассматривается на федеральном уровне.
По мнению Антона Карпунова, утверждение единых порядков и стандартов дистанционных методов консультирования и диагностики станет важным шагом для дальнейшего развития телемедицинских технологий и расширит уже существующую сеть.
— Но, — подчеркнул министр, — телемедицина никогда не заменит живого врача. Это лишь дополнительные возможности для оказания своевременной помощи пациентам.