Окончательные итоги года на региональном потребительском рынке будут подведены в январе, а пока мы располагаем информацией о работе сферы торговли за 9 месяцев 2016 года. Впрочем, статистических данных достаточно, чтобы сделать выводы об общих тенденциях, складывающихся в отрасли в уходящем году.

На потребительском рынке Поморья в настоящее время наблюдается стагнация развития, констатирует заместитель министра агропромышленного комплекса и торговли Ирина Бажанова. Вместе с тем, торговля продолжает входить в число ведущих отраслей экономики, а также лидирует в сфере малого бизнеса. Доля торговой отрасли в структуре формировании валового регионального продукта составляет порядка 12 процентов.

Розничная торговля

Оборот розничной торговли за 9 месяцев 2016 года составил 169,8 миллиарда рублей, что на 3,1 процента меньше, чем за аналогичный период 2015 года.  Оборот пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, снизился на 3,4 процента и составил 94,7 миллиарда рублей. Доля пищевых продуктов в общем объеме товарооборота — 55,8 процента. Оборот непродовольственных товаров составил 75 миллиардов рублей или 97,2 процента к соответствующему периоду предыдущего года.

— В настоящее время мы фиксируем падение продаж в непродовольственном секторе. Это связано со снижением покупательной способности населения, что в первую очередь отразилось на продаже автомобилей, — отметила в интервью газете «Правда Севера» Ирина Бажанова. — Происходит также закрытие предприятий, торгующих бытовой техникой, одеждой, обувью. Снижение покупательной способности сказывается и на продовольственном рынке. Происходит закрытие магазинов в отдалённых населённых пунктах. Небольшие торговые сети сегодня фактически там выживают. Правительство Архангельской области оказывает финансовую поддержку предпринимателям по доставке товаров первой необходимости в такие населённые пункты.

Торговые сети

— В связи со спецификой региона торговые сети занимают очень малую долю — порядка пяти процентов все вместе взятые: и федеральные сети, и наши местные, региональные, — продолжает Ирина Бажанова. — При этом региональных торговых сетей гораздо больше, чем федеральных. Большая часть рынка — 95 процентов — это предприятия малого и среднего бизнеса.

Федеральные торговые сети уже не так активно «заходят» в наш регион. Ещё два года назад развернуть свою деятельность намеревались несколько крупных федеральных игроков. Компания «X5 Retail Group» планировала открыть в области сразу все свои магазины — «Пятёрочку», «Перекресток», «Карусель». Ожидалось, что на рынок выйдет сеть гипермаркетов «Лента», но этого не произошло. Исключением стало открытие магазина «Метро» в сентябре 2016 года.

— Присутствие федеральных ритейлеров у нас абсолютно никакой обеспокоенности не вызывает. Особой конкуренции они пока ещё не создали, — считает Ирина Бажанова. — О серьёзной конкуренции можно будет говорить после открытия распределительного центра «Магнита». В 2017 году, когда он будет построен, мы прогнозируем сокращение местной розницы, потому что запас прочности «Магнита» вырастет. Но местные торговые сети тоже не стоят на месте. Они учатся конкурировать. Существуют разные технологии, направленные на завоевание лояльности покупателя. Это акции, недели товара местного производителя, дегустации, накопительные бонусные карты (федеральные сети, кстати, их не применяют), дополнительные скидки для социально незащищенных слоёв населения — по карте, по пенсионному удостоверению. 

Местные товаропроизводители

По словам замминистра АПК и торговли, начиная с 2015 года на полках розничных предприятий растёт доля товаров отечественного производства. По состоянию на 1 октября 2016 года доля продукции местных производителей в общем объёме товаров в торговых сетях региона составила 38 процентов.

— Сегодня для торговых сетей является приоритетным наличие местной продукции на полках. Тем более, что у нас её производится не так и много, и она очень востребована населением, — поясняет Ирина Бажанова. — Когда федеральные сети только начали заходить на наш рынок, они не понимали, почему нужен местный производитель. Ведь наши жители будут лучше ходить за два километра, но покупать местную продукцию, а не завозную, особенно если это касается молока и хлеба! Когда федеральные ритейлеры поняли это, местная продукция сразу появилась на полках. Проблема уже в том, что объёмов не хватает для того, чтобы постоянно поддерживать ассортимент и наличие товара на полке. В свое время прорабатывалась возможность открытия фермерских полок в торговых сетях, но из-за малых объёмов производства регулярность поставок не может быть выдержана. Из-за этого торговые сети от этой идеи были вынуждены отказаться. А вот фермерские магазины министерство поддерживает и помогает им развиваться.

На сегодняшний день всего в области работает 154 магазина местных товаропроизводителей. В 2015–2016 годах в Северодвинске открыто пять фермерских магазинов, в Архангельске — один. В них, в частности, можно приобрести продукцию фермеров Устьянского, Красноборского, Шенкурского, Вельского, Холмогорского и Приморского районов. 

Розничные рынки

На 1 октября 2016 года в Архангельской области — пять розничных рынков (два сельскохозяйственных, два универсальных и один специализированный непродовольственный). Общее количество мест торговли на рынках — 546, в том числе на сельскохозяйственных — 315, из них для местных товаропроизводителей предусмотрено 158 мест.

За 9 месяцев 2016 года в Поморье прошло 129 ярмарок, причём 81 из них — сельскохозяйственные. Объём продажи товаров на розничных рынках и ярмарках составляет всего 1 процент.

Будущее — за укрупнением предприятий торговли

В среднесрочной перспективе позитивное влияние на торговлю может оказать укрупнение розничных предприятий  и дальнейшее совершенствование форм торгового обслуживания.

— Торговые сети будут продолжать осваивать муниципальные районы. Они демонстрируют более эффективную единую закупочную политику, имеют возможность строить собственные распределительные центры, использовать современное программное обеспечение, улучшая систему учёта товарных и финансовых потоков. Те, кто имеет собственное производство и может благодаря этому удерживать конкурентоспособные цены на свою продукцию, имеют шанс не только выжить, но и вырасти. Будет расти и доля интернет-продаж, которые были до недавнего времени не особо популярны, — заключает замминистра.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.