В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
«Берегиня» — служба доставки авторского кино

«Берегиня» — служба доставки авторского кино

08.12.2016 16:45Мария АТРОЩЕНКО
В Архангельске стартовал международный кинофестиваль «Берегиня». Начало ему положила дискуссия о пути авторского кино к зрителю.

Только оцените масштаб: в актовом зале научной библиотеки САФУ собрались участники фестиваля из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Сыктывкара, Выктула, Нарьян-Мара, Мурманска, Ярославля, Железногорска, Перми. А также гости из наших районов: Вельска, Пинеги, Североонежска и Каргополя.

Тема панельной дискуссии — «Авторский кинематограф: в поисках зрителя». На вопрос, как сделать этот путь наиболее коротким и комфортным, участники отвечали по-своему. 

Отталкивались от тезиса, который озвучила исполнительный директор фестиваля Тамара Статикова: «В России более 200 фильмов в год снимается при поддержке Госкино, но зритель видит только десять процентов из них».

Александр Шпагин: «Я уже давно хожу в кино только на те фильмы, которые совсем нельзя пропустить».Александр Шпагин: «Я уже давно хожу в кино только на те фильмы, которые совсем нельзя пропустить».

«Главный кинотеатр — Интернет»

Член правления Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России Александр Шпагин воспринял тему более широко: как разговор о современном кинематографе вообще.

— Думаю, это будет мучительный поиск авторского начала посреди мира гламура и формата, который нас заполоняет по полной программе, — сообщил он ИА «Регион 29». А главный тезис дискуссии с ходу опроверг. По его информации, в Москве до зрителя доходит 70-80 процентов отечественных лент.

— Правда, есть нюанс: может быть, до Архангельска доходит и десять процентов, — подчеркнул кинокритик. — Зато в Интернете есть всё. Вот вам кинотеатр. Я уже давно хожу в кино только на те фильмы, которые совсем нельзя пропустить. Например, «Даму пик» Лунгина, а всё остальное — больно надо! В основном лабудень идёт, но зрительская — гламурная. Наш главный кинотеатр теперь — это Интернет.

«Поп-корн не жуём, смартфоны не достаём»

А в Москве, по словам Шпагина, проблем с аудиторией для элитарного и хорошего кино нет. Есть, например, целый кинотеатр «Пионер», который только кино «не для всех» и показывает, а есть и просто специальные сеансы авторского кино, которые идут не в прайм-тайм — до часа дня или после часа ночи.

— На них приятно побывать, — сказал Александр Шпагин. — Я люблю там бывать, там очень одухотворённо, там молодёжь. И какой-то внутренний договор действует: «Смартфон не достаём, поп-корн не жуём, не уходим, наслаждаемся искусством, даже если оно не даёт поводов для наслаждения». Это инициатива, возникшая из самой жизни, ведь прокат — это зеркало жизни. Если прокатчики увидят, что фильм, который они решили запустить вторым или третьим экраном, набирает аудитории, они его, разумеется, тут же пустят первым. 

Прокатчиков вообще, по мнению кинокритика, не за что ругать. А кого стоит, так это продюсеров. Их киновед назвал «трутнями, которые налипли на тело кинематографического кита»:

«Рынок сценариев в России огромен и прекрасен. Масса прекрасных сценариев так лежит мёртвым грузом и пробить их невозможно, если они не гламурные. Только через своих».

Также Александр Шпагин в своём очень эмоциональном выступлении отметил тенденцию: независимые российские студии начали сейчас делать злой, агрессивный и издевательский продукт, который как «кинжал, облитый горечью». Это, например, «Дачники» Александра Вартанова или «Дизлайк» Павла Руминова. Интересно, что последний заслужил крайне низкую оценку у пользователей сайта «Кинопоиск» — 1.4. Тем не менее, эксперт отметил трагическую остроту и злую карнавальность, присущие этим фильмам.

Светлана Солдатова: «Людям тупо надоело развлекаться и проводить время в торговых центрах».Светлана Солдатова: «Людям тупо надоело развлекаться и проводить время в торговых центрах».

«Зрителя надо слушать»

Другие участники панельной дискуссии строже придерживались темы: говорили, хоть и менее увлекательно, о своём опыте привлечения зрителей.

И оказалось, что всё не так уж плохо: люди на фестивальное кино ходят. По словам президента международного мурманского фестиваля документальных фильмов и телевизионных программ «Северный характер» Светланы Солдатовой, всё решают только время, настойчивость, и продвижение:

— Девять лет назад, в первый год существования фестиваля, люди не шли на документальное кино, — рассказала Солдатова. — Но потом мы заметили парадокс: люди пошли. По-моему, им тупо надоело развлекаться, проводить время в торговых центрах. Хочется чего-то умного, хочется пообщаться. Со временем у нас появилась своя аудитория. Кажется, это дело времени.

Организатор Якутского международного кинофестиваля Ирина Энгелис.Организатор Якутского международного кинофестиваля Ирина Энгелис.

Современное якутское кино — это признанный феномен. В октябре этого года якутский триллер «Мой убийца» был принят на рассмотрение комиссией «Золотого глобуса» в номинации «Лучший иностранный фильм». По словам организатора Якутского международного кинофестиваля Ирины Энгелис, в этом году во время показа этой ленты на фестивале пришлось закрыть двери в зале: места просто не было!

Один из рецептов успеха якутского кино у своих людей по мнению Энгелис прост:

«Наши режиссёры отслеживают, что интересно зрителям, продюсеры просматривают форумы. Зрителя надо слушать, чувствовать».

Председатель жюри «Берегини», президент Евразийской Академии телевидения и радио Валерий Рузин подчеркнул, что интерес зрителя нужно поддерживать, и привёл в пример опыт Благовещенска: во время фестиваля «Амурская осень» в прессе каждый день появляются подробные анонсы фильмов и интервью с режиссёрами.

Авторское кино заказывали?

Своими успехами поделились и северяне. Директор кинокомплекса «Родина» в Северодвинске Наталья Казнина рассказала, что поначалу они с опаской отдавали эфирное время и залы программам фестивалей, но потом убедились: тот же норфежский фестиваль «TIFF» вызывает у жителей города небывалый ажиотаж. Приглашённых режиссёров просто рвут на части! Ради такого и большого зала на 330 мест не жалко.

Пресс-секретарь Архангельского молодёжного театра Анастасия Дедёшина рассказала о проекте, приуроченном к Году кино. И раскрыла карты: следующим гостем «Кино в театре» станет Андрей Кончаловский. А руководитель Архангельского филиала молодёжного центра Союза кинематографистов России Анатолий Конычев представил проект «Кинопережвижка», который этим летом объездил пол-Архангельской области.

А тому, что региональный фестиваль может проложить авторскому кино дорогу из жёлтого кирпича к зрителю, доказательством служит сама «Берегиня». По словам Александра Шпагина, в Москве режиссёрская версия фильма Сергея Снежкина «Контрибуция» шла в кинотеатрах. А в Архангельск приехала только благодаря «Берегине».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.