Летом мы писали про отважного молодого северодвинца, который смог добраться автостопом от города корабелов до Владивостока, да ещё и вёл при этом постоянный блог. На этот раз речь пойдёт о жителе Архангельска, более взрослом и опытном путешественнике. Который, тем не менее, главным стилем своих странствий сейчас считает автостоп. И путешествует тоже очень далеко.
Из последнего похода по странам Средней Азии Андрей Махов вернулся буквально на днях. Но уже на обратном пути приобрёл билеты для весеннего путешествия в Иран, возвращаться откуда в Россию он также намерен автостопом.
А первое своё автопутешествие он совершил в сентябре 2013 года.
Дорога в горах. Фото с личной страницы Андрея Махова.
Всю жизнь в дороге
Сразу отмечу: работает Андрей тоже на дороге, только на железной. И, хотя по работе также приходится бывать в разных местах, работа — это одно, а путешествия — совсем другое. Находиться в пути требует душа, и промежуток между странствиями составляет сейчас от трёх месяцев до полугода.
А началось всё с детства, отмечает путешественник:
«Я с родителями ездил на машине в среднюю полосу России, привык, и дорога „встала“ перед глазами. Став старше, я объехал на велосипеде несколько регионов России: Алтай, „Золотое кольцо“, а потом и разные страны, передвигаясь общедоступными способами типа самолётов и поездов. Хорошо познакомился также с пешим и водным туризмом. А затем я узнал про автостоп. К тому же, тогда учился в институте туризма. Решил попробовать: понравилось».
— Где удалось побывать за последнюю поездку?
— Вся Киргизия, половина Узбекистана, восточный Казахстан и пол-Таджикистана. Хотел ещё и на Памире побывать, но из-за местной бюрократии не получилось. Так что «задел» Памир лишь с краю: в южной Киргизии и западном Таджикистане.
Чуть больше месяца ушло на весь путь. До Кемерово, правда, я доехал поездом, а оттуда с попутчицей отправился автостопом. Обратно примерно так же, но возвращался я через Новосибирск. Оттуда до Кирова доехал поездом (помог мой «бесплатный билет» железнодорожника), но в поезде меня хватило лишь на полтора суток: дальше — «стопом».
Трасса М41, Киргизия, Ошская область. Фото с личной страницы Андрея Махова.
Главное — люди!
Самое яркое впечатление Андрея из этой поездки — местное население стран Средней Азии. Открытое, дружелюбное, хотя гостить приходилось и у очень состоятельных, и у очень бедных:
— Люди, которые живут даже очень бедно, сохраняют гостеприимство, присущее восточной культуре. Даже если у них ничего нет — люди всё равно пытаются в гости приглашать, чуть не за руку ведут к себе, чтобы приютить, угостить, — рассказывает он. — В таких ситуациях бывало одинаково неудобно и соглашаться, и отказываться. Хотя четыре раза мы вот так, совершенно случайно, останавливались ночевать в кишлаках.
— А как живут сейчас сами эти страны, некогда республики Советского Союза?
— Каждая страна по-своему. Узбекистан — страна богатая, но очень закрытая. Возможно, после смерти Ислама Каримова что-то наладится у них, станет свободнее. Самая развитая — Казахстан, самая бедная — Киргизия, хотя у Таджикистана дела ещё похуже обстоят. С другой стороны, в Казахстане с автомобильными дорогами сейчас — очень тяжело.
— Как воспринимается Россия при возвращении?
— Цивилизация: карточки везде принимают, но цены выше. Тогда как во многих местах в Азии можно было «за гроши» очень сытно и вкусно поесть.
Берег озера Иссык-Куль, вид из палатки. Фото с личной страницы Андрея Махова.
«Кодекс автостопера»
Скорость и успешность передвижения автостопом, по мнению Андрея Махова, зависит от самого путешественника. Настрой соответствующий лишним не будет, но гораздо ценнее — опыт:
«Один мой знакомый добирался из Москвы до Новосибирска неделю. А я прекрасно знаю, что ехать — трое суток. Если проехал по российской федеральной трассе меньше 700 километров за день — что-то у меня пошло не так. Полчаса — это среднее время, за какое мне приходится „стопить“ попутную машину. Хотя есть и свой рекорд ожидания — три часа».
Что касается кодекса, то он прост:
«Есть несколько несложных правил, которые нужно точно соблюдать. Они касаются того, в каком месте из машины лучше высаживаться, где „ловить“ следующего попутчика, задерживаться в городе или проезжать его по объездной, и так далее. От этого очень многое зависит, ибо помогает беречь силы и время. „Тонкостей“ хватает, и начинающие путешественники, как правило, сталкиваются с ними уже на дороге.
В целом — надо стремиться к качественному передвижению, а не просто: захотел — поехал, и „будь, что будет“. В этот раз на путешествие по Средней Азии на весь месяц у меня был составлен план, и он реализовался „день-в-день“. Только Памир я заменил в маршруте на озеро Иссык-куль».
Распределение сил
Путешествие, говорит Андрей, это в первую очередь смена обстановки. Помогает поменять настроение, развеяться.
— Смена обстановки заставляет по-другому мыслить и действовать, — делится путешественик.
Впечатления накапливаются, потом хочется ими с кем-нибудь поделиться. Обычно пишу заметки, чтобы позже можно было и самому перечитать. А непосредственно впечатлений хватает месяца на полтора, потом они постепенно утихают. А дальше — жду и готовлюсь к следующему путешествию.
— Движение автостоперов сейчас на северо-западе России хорошо развито?
— Я знаком с ребятами из Петербурга. Есть «в Контакте» своя социальная группа на 30 тысяч участников, там всё сведено к общению и возможности поделиться опытом. Там же можно найти попутчиков и возможность ночлега, когда речь идёт о каждом конкретном путешествии или его пункте.