Оксана Воскресенская назначена начальником регионального управления Минюста РФ
1/6
Общество
Модистка шляпок, водолаз, автомеханик: в Поморье обучат и трудоустроят всех

Модистка шляпок, водолаз, автомеханик: в Поморье обучат и трудоустроят всех

11.11.2016 11:36Мария АТРОЩЕНКО
В Архангельске прошла образовательная выставка «Профессиональная траектория».

Организаторами выставки-презентации во Дворце детского и юношеского творчества стали министерство образования и науки совместно с региональным центром содействия профессиональному самоопределению обучающихся областного института открытого образования.

Приветствуя молодёжь, окунувшуюся во всё это многообразие, министр образования и науки Архангельской области Игорь Скубенко сказал:

«На следующей неделе нашему великому земляку Михаилу Ломоносову исполняется 305 лет. Если бы Ломоносов жил в наше время, он, наверное, поступил бы по-другому: остался бы в нашем регионе, развивал бы науку здесь, что я вам всем рекомендую. Потому что, друзья, Архангельская область —это не край земли, это активно развивающийся регион, на территории которого можно получить широкий спектр специальностей и иметь стопроцентную возможность устроиться по специальности».

По словам министра, в этом году область стала лидером в российском рейтинге регионов по устройству выпускников на работу.

Игорь Скубенко: «Если бы Ломоносов жил в наше время, он, наверное, поступил бы по-другому: остался бы в нашем регионе, развивал бы науку здесь».Игорь Скубенко: «Если бы Ломоносов жил в наше время, он, наверное, поступил бы по-другому: остался бы в нашем регионе, развивал бы науку здесь».

Не «вышка», а профтех

Во главу угла на выставке было поставлено не высшее, а среднее профессиональное звено образовательной цепи. Этот приоритет глава регионального минобрнауки объяснил так:

«На сегодня одна из стратегических задач министерства — это как раз тотальная профориентационная работа по направлениям рабочих специальностей и среднего звена. Мы уже приняли решение о проведении в феврале 2017 года первого регионального чемпионата по версии „WorldSkills“ по пяти компетенциям. Сегодня регион будет активно развивать новые направления, которые входят в ТОП-50 специальностей, важных для экономики Российской Федерации, но, безусловно, с учётом ориентиров Архангельской области». 

Пожалуй, столь пристальное внимание техникумам и колледжам, чётко нацеленным на то, чтобы обучить человека ремеслу, и придало выставке очарования: напрочь лишило всякой умозрительности и придала деловитости. А какое поле для экспериментов: настоящий аттракцион!

Юные участники мероприятия смогли заглянуть в своё профессиональное будущее.Юные участники мероприятия смогли заглянуть в своё профессиональное будущее.

Будущее на зубок

Юные участники мероприятия смогли попробовать своё профессиональное будущее не просто на ощупь, но порой и на зубок: составить букеты из искусственных цветов, заплести причудливые косы, очистить зубы собаки от зубного камня, вырезать узор по кости в лучших холмогорских традициях, сделать укол, провести сердечно-лёгочную реанимацию. Да, чего уж там, от такого и некоторые взрослые бы не отказались.

— Здесь всё такое вкусное, пойдём отсюда! — сказала одна девочка подруге, уводя её от стола Архангельского политехнического техникума, на котором его студенты и преподаватели разложили пирожные. Причём не только готовые, но и «полуфабрикаты» — корзинки из песочного теста, так и ждущие, чтобы их заполнили кремом.

Другие же девушки отошли от стола с уже готовыми к употреблению сластями. Судя по всему, сделанными ими на мастер-классе.

Специализация техникума впечатляет: здесь учат на мастера столярно-плотничных и паркетных работ, пекаря, сварщика, электромонтажника, автомеханика, повара, кондитера, продавца, контролёра-кассира, мастера растениеводства, мастера отделочных строительных работ и оператора почтовой связи.Специализация техникума впечатляет: здесь учат на мастера столярно-плотничных и паркетных работ, пекаря, сварщика, электромонтажника, автомеханика, повара, кондитера, продавца, контролёра-кассира, мастера растениеводства, мастера отделочных строительных работ и оператора почтовой связи.

Троечные стереотипы

Специализация техникума впечатляет: здесь учат на мастера столярно-плотничных и паркетных работ, пекаря, сварщика, электромонтажника, автомеханика, повара, кондитера, продавца, контролёра-кассира, мастера растениеводства, мастера отделочных строительных работ и оператора почтовой связи.

Поступают в техникум без экзаменов после девятого или одиннадцатого класса. В первом случае обучение занимает три года десять месяцев, а во втором — два года десять месяцев. Причём все одиннадцать классов нужно закончить только тем, кто хочет заняться обработкой цифровой информации.

Кроме того, в техникуме есть две специальности для выпускников с инвалидностью — «модистка головных уборов» и «мастер по обработке цифровой информации».

— Эти две профессии только для «особенных» детей. Для них учёба длится десять месяцев. Там мы обучаем только профессии, — рассказала начальник отделения по воспитательной работе техникума Татьяна Кучина.

— А если человек без инвалидности захочет туда поступить?

— На модистку не возьмут, а на мастера обработки цифровой информации мы берём обычных детей. Потому, что наполняемость в этих группах очень маленькая. На модисток учатся десять человек. 

— А если «особый» ребёнок захочет поступить к вам на повара?

— Если он колясочник, то нет. К плите на коляске не подъедешь: практику не сделать, бочок не поднять, не снять. Но дети с инвалидностью по зрению или по слуху у нас обучаются на поваров и пекарей. Преподают для них мастера производственного обучения разных специализаций.

— Они работают в общепите?

— Нет, не работают. Преподавателю хватает нагрузки: он ведёт целую группу, лабораторные и практические занятия, проверяет ребят на производственной практике по предприятиям. Если он будет ещё в общепите работать, не знаю… Это семи пядей во лбу надо быть!

— Бытует мнение, что после девятого класса в техникум идут дети, не очень успешные в учёбе.

— Этот стереотип есть и будет, и, соответственно, большая часть ребят, которых не хотят брать в десятый класс, идёт к нам. Мы не против, мы их ждём, они у нас проявляют себя с лучшей стороны. Но есть дети, которые целенаправленно идут к нам, а после поступают в вуз. 

Фото Марии Атрощенко.Фото Марии Атрощенко.

Пойдём в водолазы?

Кроме того, в архангельском политехническом техникуме учат на водолаза. Ребята поступают после девятого класса. Перед поступлением необходимо пройти необычную медкомиссию. У погружений в открытые водоёмы своя специфика: главное, чтобы зрение было хорошее и чтобы носовая перегородка была целая. И, конечно, чтобы хронических заболеваний не было.

Стойка с водолазным снаряжением собрала даже больше зевак, чем пирожные или уголок, в котором дама с двумя собачками из аграрного техникума рассказывала о ветеринарии. Выстроилась целая очередь желающих примерить костюм водолаза, причём — девушек. Пока примеряет одна, группа поддержки из подружек фотографирует и даёт ценные советы.

— Боже мой, Оля! Вы ей волосы прижали, а они у неё длинные! — обращается девочка к инструкторам.

Когда Оля снимает костюм, то первые секунды судорожно глотает воздух.

— Если я куда-нибудь в этой штуке погружусь, я утону! — делится со мной опытом ученица восьмого класса школы № 30 Ольга Никитенко. Оно и понятно: весит костюм со всем комплектом примерно 86 кило! — Если шлем надеть, то голову перевесит! Очень! Вниз! Ко дну пойду. 

— Ну, ты же ради шутки примерила? Вряд ли же ты хочешь стать водолазом?

— Мне интересно это, но нет, заниматься этим не буду: не осилю. 

— Чем ты хочешь заниматься в жизни? Есть идеи?

— Нет. Можно было бы хореографией заниматься. Я хип-хоп танцую. Это, конечно, хобби, но не знаю…

Фото Алёны Воробьёвой.Фото Алёны Воробьёвой.

На циркачей не учат

Наступает черёд другой школьницы на примерку. Девочка не сразу, но соглашается надеть шлем (боясь смазать красоту с лица), а мама фотографирует.

— Молодой человек, отойдите немножко, мне надо ребёнка своего снять! — просит мама девочки одного из студентов-демонтрантов, а потом говорит дочери:

«Лиза, у нас, к сожалению, на циркачей не учат!».

Когда Лиза снимает амуницию, интереса к водолазной профессии у неё значительно меньше.

Я вот тоже решаю примерить, хоть и поступать уже поздно. Для того, чтобы облачиться в костюм, надеть на голову шлем («Повезло, что не медный!» — говорят мои помощники), мне требуется содействие и поддержка трёх человек: преподавателя колледжа и двух студентов. Парни помогают влезть в резиновые штанины, пристегнуть многочисленные застёжки, а их старшие товарищи готовят кислородный баллон и затем, когда шлём садится на нос, пускают кислород.

«Нормально, дышишь?», — спрашивают меня. Дышать-то дышу, но долго находиться внутри костюма всё равно желания нет. 

— А то поступай к нам, плавать под водой научим, — предлагает представитель техникума. — У нас дайв-клуб есть.

Шутки-шутками, но студенты рассказывают, что одна девушка-водолаз у них на курсе всё-таки есть.

«С такой профессией несложно будет работу найти».«С такой профессией несложно будет работу найти».

Машинная тяга

Названий некоторых архангельских профтехов человек, который отучился в «педе» или в «меде», мог за всю жизнь и не услышать ни разу. Вот кто, например, знал, что в структуре САФУ сейчас есть Технологический колледж императора Петра Первого? А в нём учат строительству дорог, программированию, электрике, организации перевозок, автомеханике, лесному и лесопарковому хозяйству.

Студенты техникума устроили для гостей выставки свой интерактив — принесли макет двигателя ЗИЛ-130.

— Модель старенькая, но в рабочем состоянии. У нас по нему учатся. Тут наглядно видно, как работают клапаны, поршни. А тут у нас современное оборудование — даже в САФУ такого нет. 

Ребята-третьекурсники учатся на автомехаников. Они специализируются на легковых и грузовых машинах длиной до девяти с половиной метров. 

— Меня всю жизнь тянуло к машинам, — рассказал студент коллежда Владислав Ефимов. — Начал разбираться в них, и решил сделать это своей профессией. Пойду работать в гараж, в автосервис какой-нибудь. С такой профессией несложно будет работу найти. В конце концов, самому можно будет машины чинить. Вообще не пропадёшь. Есть дураки, будет и работа у нас.

Отметим, что в колледж поступают не по ЕГЭ, а на основании среднего балла аттестата. 

Само собой, набирают в колледж преимущественно парней. Но, по словам замначальника по воспитательной работе колледжа Александры Ешкилевой, в 2018 году добавятся более девичьи специальности — экономика и бухучёт, а также дизайн. Отметим, что после колледжа можно поступить в САФУ только по тестам.

— Девочки, конечно, в единичных случаях учатся и на механиков, и на электриков. А ещё учатся на программистов, диспетчеров и на лесном и лесопарковом хозяйстве, — рассказывает она. — На этой специальности они дополнительно получают корочки резчика (по бересте, например) и лесовода. Многие парни у нас поступают на заочное, просто, чтобы высшее образование было. А многие с нашим средним образованием открывают свои автосервисы. В колледже много практики, а на высшем — теории. Так что с точки зрения практики колледж лучше намного. 

Всего будущим выпускникам себя «продавали» более 20 образовательных учреждений региона. И они доказали, что им есть, чем завлечь молодёжь. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.