В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/3
Общество
Турнир химиков в Архангельске: как дышать на Марсе?

Турнир химиков в Архангельске: как дышать на Марсе?

08.11.2016 15:49Мария АТРОЩЕНКО
В Архангельске проходит областной этап межрегионального химического турнира, который организует химфак МГУ имени Ломоносова.

Региональный этап турнира в Архангельске прошёл впервые, хотя сам он — уже третий, и в этом году его девиз — «Химия и время». МГУ на архангельском этапе представил преподаватель, аспирант факультета наук о материалах сотрудник кафедры радиохимии и радиоактивных элементов химического факультета Артём Митрофанов. По словам гостя, в этом году по России проходит уже 35 региональных этапов турнира.

Формат турнира сильно отличается от привычной для архангельского школьника системы городских и областных олимпиад: за несколько недель до очного этапа участникам из Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, которые разделились на команды по шесть человек, раздали восемь нетривиальных задач, весьма далёких от того, что мы привыкли видеть в задачниках по химии. 

Они даже названы с выдумкой: «Химические часы», «Яблоки», «Взрывное полено», «Внеземной двигатель», «Античная посуда», «Как Мидас», «Внеплановая осень» и «Древняя батарейка». Допустим, третья задача призывает предположить, из чего были сделаны специальные поленья дока Брауна, разгоняющие паровоз до 88 миль в час, из триквела «Назад в будущее».

Команды должны были подготовить решения задач и при необходимости представить на суд сверстников и жюри. Причём прелесть в том, что ни одна из них не предполагает единственно возможного ответа.

По словам заместителя министра образования и науки региона Елены Молчановой, область только «за», когда речь идёт о подобных нетрадиционных формах обучения.

— Архангельская область вошла в ТОП-20 регионов, в которых работа с одарёнными детьми признана успешной, — отметила замминистра. — Мы стараемся быть открытыми и участвовать во всех состязаниях, конкурсах и конференциях, которые позволяют обновлять формы работы с одарёнными детьми. Участие в химическом турнире для нас очень интересно. Сегодня ребятам представлены задачи, которые имеют несколько решений, и очень важно, чтобы они попробовали себя в разных ролях, научились доказывать свою точку зрения. Федеральные образовательные стандарты сегодня ожидают от обучения в школе результатов, выходящих за рамки традиционных знаний, умений и навыков. 

По словам Молчановой, на предприятиях Архангельской области очень востребованы химические специальности. Это касается и целлюлозно-бумажной, и добывающей, и пищевой промышленности, и судостроительной отрасли.

Турнир проходит в областном Институте открытого образования.Турнир проходит в областном Институте открытого образования.

Шоколад и одуванчики

Турнир проходит в областном Институте открытого образования. Перед началом там царит атмосфера, как раз-таки схожая с той, что сопутствует олимпиадам или массовым интеллектуальным играм. Педагоги, как сенсеи, настраивают своих на успешное выступление. В ход идут не только словесные, но и сладкие подбадривания: одна из учительниц кормит свою команду шоколадом.

— Самый голодный, бери самый большой кусочек, не ломай! — угощает преподаватель. Ребята с благодарностью съедают сладости.

Дети же, немного волнуясь, задают последние вопросы наставникам, пытаются «надышаться перед смертью» и снять напряжение, перешучиваясь.

— А у вас какая команда, напомните? — спрашивает одну из шестёрок организатор.

— «Одуванчики» — смеются девочки. — Зато мы самые позитивные!

А потом говорят: надо было, мол, назваться какими-нибудь «гемполигалогенидами» или ещё как похитрее.

В архангельском региональном этапе принимает участие семь команд.В архангельском региональном этапе принимает участие семь команд.

Алхимия на шестерых

В архангельском региональном этапе принимает участие семь команд. Причём Северодвинск по величине представительства ничем не уступает Архангельску. Например, город корабелов представила команда 17-го лицея.

— Поскольку мы приехали на турнир впервые, мы хотим не только представить своё видение, но и посмотреть на другие интересные решения задач, — рассказала ученица десятого медико-биологического класса Светлана Городищенская. — Была, например, задача: мы попали на планету, на которой не кислород, а смесь аргона и хлора. А так как все процессы сгорания основаны на соединениях с кислородом, нужно было подобрать подходящее машинное топливо: найти такую реакцию с хлором, при которой будет выделяться энергия, способная дать толчок двигателю. Это очень актуальная задача: сейчас становится гораздо больше углекислого газа, и, возможно, придётся искать такое топливо, которое будет его использовать. Очень необычная и интересная задача. Была ещё задача, основанная на мифе о царе Мидасе. Нужно было найти способ убедить окружающих, что ты всё превращаешь в золото, в том числе, и воду.

По словам девочки, как такового предварительного отбора в команду в лицее не было:

«Сначала нас было много, но потом мы обсудили задачи, и потом некоторые поняли, что тяжело, и отсеялись сами. А мы шестеро предложили свои решения, вот так и собралась команда».

Тех, кто ждал горящих спиртовок, взрывающихся пробирок и бурных реакций, могло ждать разочарование: дети решали предложенные задачи в формате докладов с презентациями.Тех, кто ждал горящих спиртовок, взрывающихся пробирок и бурных реакций, могло ждать разочарование: дети решали предложенные задачи в формате докладов с презентациями.

Реакции страстей

Тех, кто надеялся увидеть горящие спиртовки, взрывающиеся пробирки и бурные реакции, могло ждать разочарование: дети решали предложенные задачи в формате докладов с презентациями. Но, право слово, искрило на турнире будь здоров! И всё благодаря, опять-таки, его необычному формату. Дело в том, что команды-участницы могут выполнять четыре роли: собственно докладчика, оппонента, который пытается найти тонкие места в выступлении, рецензента, который оценивает работу этих двоих, а также пассивного наблюдателя, который тихо сидит в сторонке, но может задавать вопросы. При этом каждая команда побывает в каждой из ролей.

Само собой разумеется, что докладчик, оппонент и рецензент выбираются из разных команд: иначе соревноваться неинтересно. Ситуацию накаляет ещё и то, что докладчика вызывает оппонент. И вот ещё нюанс: докладчик имеет право на стратегический и тактический отказ от ответа. В первом случае — если команда в принципе не хочет решать ту или иную задачу, а во втором — если хочет повременить. Но тут тоже надо быть осторожнее: после второго тактического отказа у докладчика начинают снимать баллы. 

Словом, химический турнир — это не только химия, но ещё и политика. В этом мы убедились после жеребьёвки, когда команды разошлись по двум кабинетам: четыре — в один, три — в другой. 

Перед началом первого тура кажется, что педагоги волнуются даже больше своих подопечных.

— Я сначала согласилась участвовать, а потом почитала положение и думаю: «Куда я вляпалась?» — взволнованно говорит одна учительница своей коллеге. Впрочем, и другие преподаватели не скрывают волнения.

Как стало понятно в результате переклички, в первом сосредоточились команды гимназии № 14 (те самые «Одуванчики!») и № 27 Северодвинска («Химбишечки»), а также двух архангельских гимназий — шестой («МБК») и университетской Ломоносовской (в память о прежнем статусе ребята назвались «Лицеем»).

Фото Алёны Воробьёвой.Фото Алёны Воробьёвой.

«Лицей» vs «Химбишечки»

Именно «Лицею», как первой команде по рейтингу, первой позволили выбрать порядок выбора роли. Ребята предсказуемо решили выбирать первыми. И выбрали самую «козырную» роль — оппонента. Вторыми с ролью определялись «МБК», и они стали рецензентами. «Одуванчики» на время первого раунда предпочли остаться наблюдателями, а «Химбишечкам» по остаточному принципу (так как они почему-то решили выбирать последними) выпало выступать с докладами.

Дальше началось настоящая битва стратегов  тактиков, преимущественно между «Лицеем» и «Химбишечками». Сперва оппоненты вызвали докладчиков на восьмую задачу — «Древнюю батарейку».

— Мы выбираем стратегический отказ! — дала задаче отворот-поворот.

«Лицей» подумали, подумали 30 секунд, а потом поручили докладчикам пятую задачу — «Античную посуду». А «Химбишечки» возьми, и снова откажись, но на этот раз — тактически. Долго ли, коротко ли, но докладчики всё-таки вышли к доске: капитан команды Анастасия Поздеева представила решение задачи про внеземной двигатель.

Представитель оппонентов Игорь Ладыгин разобрал ответ со всей строгостью:

«Нам было представлено три атмосферы, а у вас рассмотрена одна. Это никак не добавляет решению полноты, хотя для выбранной атмосферы решение было выбрано относительно верное и необычное».

Впрочем, затем от рецензента «досталось» и докладчику, и оппоненту. Представитель команды «МБК» Никита Фокин отметил, что неубедительны были оба.

В конце раунда члены жюри сказали своё слово: выставили оценки (по пятибалльной шкале) и докладчику — за научную и презентационную часть, — а также оппоненту и рецензенту. У докладчика средний бал получился на «троечку», а у спорщика с третейским судьей — на твёрдые «четвёрки». Но, судя по тому, какие страсти кипят на турнире, мы сделали вывод, что расстановка может измениться ещё не один раз. А говорят, дескать, «не взрывается ничего!».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.