Региональный этап турнира в Архангельске прошёл впервые, хотя сам он — уже третий, и в этом году его девиз — «Химия и время». МГУ на архангельском этапе представил преподаватель, аспирант факультета наук о материалах сотрудник кафедры радиохимии и радиоактивных элементов химического факультета Артём Митрофанов. По словам гостя, в этом году по России проходит уже 35 региональных этапов турнира.
Формат турнира сильно отличается от привычной для архангельского школьника системы городских и областных олимпиад: за несколько недель до очного этапа участникам из Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, которые разделились на команды по шесть человек, раздали восемь нетривиальных задач, весьма далёких от того, что мы привыкли видеть в задачниках по химии.
Они даже названы с выдумкой: «Химические часы», «Яблоки», «Взрывное полено», «Внеземной двигатель», «Античная посуда», «Как Мидас», «Внеплановая осень» и «Древняя батарейка». Допустим, третья задача призывает предположить, из чего были сделаны специальные поленья дока Брауна, разгоняющие паровоз до 88 миль в час, из триквела «Назад в будущее».
Команды должны были подготовить решения задач и при необходимости представить на суд сверстников и жюри. Причём прелесть в том, что ни одна из них не предполагает единственно возможного ответа.
По словам заместителя министра образования и науки региона Елены Молчановой, область только «за», когда речь идёт о подобных нетрадиционных формах обучения.
— Архангельская область вошла в ТОП-20 регионов, в которых работа с одарёнными детьми признана успешной, — отметила замминистра. — Мы стараемся быть открытыми и участвовать во всех состязаниях, конкурсах и конференциях, которые позволяют обновлять формы работы с одарёнными детьми. Участие в химическом турнире для нас очень интересно. Сегодня ребятам представлены задачи, которые имеют несколько решений, и очень важно, чтобы они попробовали себя в разных ролях, научились доказывать свою точку зрения. Федеральные образовательные стандарты сегодня ожидают от обучения в школе результатов, выходящих за рамки традиционных знаний, умений и навыков.
По словам Молчановой, на предприятиях Архангельской области очень востребованы химические специальности. Это касается и целлюлозно-бумажной, и добывающей, и пищевой промышленности, и судостроительной отрасли.
Турнир проходит в областном Институте открытого образования.
Шоколад и одуванчики
Турнир проходит в областном Институте открытого образования. Перед началом там царит атмосфера, как раз-таки схожая с той, что сопутствует олимпиадам или массовым интеллектуальным играм. Педагоги, как сенсеи, настраивают своих на успешное выступление. В ход идут не только словесные, но и сладкие подбадривания: одна из учительниц кормит свою команду шоколадом.
— Самый голодный, бери самый большой кусочек, не ломай! — угощает преподаватель. Ребята с благодарностью съедают сладости.
Дети же, немного волнуясь, задают последние вопросы наставникам, пытаются «надышаться перед смертью» и снять напряжение, перешучиваясь.
— А у вас какая команда, напомните? — спрашивает одну из шестёрок организатор.
— «Одуванчики» — смеются девочки. — Зато мы самые позитивные!
А потом говорят: надо было, мол, назваться какими-нибудь «гемполигалогенидами» или ещё как похитрее.
В архангельском региональном этапе принимает участие семь команд.
Алхимия на шестерых
В архангельском региональном этапе принимает участие семь команд. Причём Северодвинск по величине представительства ничем не уступает Архангельску. Например, город корабелов представила команда 17-го лицея.
— Поскольку мы приехали на турнир впервые, мы хотим не только представить своё видение, но и посмотреть на другие интересные решения задач, — рассказала ученица десятого медико-биологического класса Светлана Городищенская. — Была, например, задача: мы попали на планету, на которой не кислород, а смесь аргона и хлора. А так как все процессы сгорания основаны на соединениях с кислородом, нужно было подобрать подходящее машинное топливо: найти такую реакцию с хлором, при которой будет выделяться энергия, способная дать толчок двигателю. Это очень актуальная задача: сейчас становится гораздо больше углекислого газа, и, возможно, придётся искать такое топливо, которое будет его использовать. Очень необычная и интересная задача. Была ещё задача, основанная на мифе о царе Мидасе. Нужно было найти способ убедить окружающих, что ты всё превращаешь в золото, в том числе, и воду.
По словам девочки, как такового предварительного отбора в команду в лицее не было:
«Сначала нас было много, но потом мы обсудили задачи, и потом некоторые поняли, что тяжело, и отсеялись сами. А мы шестеро предложили свои решения, вот так и собралась команда».
Тех, кто ждал горящих спиртовок, взрывающихся пробирок и бурных реакций, могло ждать разочарование: дети решали предложенные задачи в формате докладов с презентациями.
Реакции страстей
Тех, кто надеялся увидеть горящие спиртовки, взрывающиеся пробирки и бурные реакции, могло ждать разочарование: дети решали предложенные задачи в формате докладов с презентациями. Но, право слово, искрило на турнире будь здоров! И всё благодаря, опять-таки, его необычному формату. Дело в том, что команды-участницы могут выполнять четыре роли: собственно докладчика, оппонента, который пытается найти тонкие места в выступлении, рецензента, который оценивает работу этих двоих, а также пассивного наблюдателя, который тихо сидит в сторонке, но может задавать вопросы. При этом каждая команда побывает в каждой из ролей.
Само собой разумеется, что докладчик, оппонент и рецензент выбираются из разных команд: иначе соревноваться неинтересно. Ситуацию накаляет ещё и то, что докладчика вызывает оппонент. И вот ещё нюанс: докладчик имеет право на стратегический и тактический отказ от ответа. В первом случае — если команда в принципе не хочет решать ту или иную задачу, а во втором — если хочет повременить. Но тут тоже надо быть осторожнее: после второго тактического отказа у докладчика начинают снимать баллы.
Словом, химический турнир — это не только химия, но ещё и политика. В этом мы убедились после жеребьёвки, когда команды разошлись по двум кабинетам: четыре — в один, три — в другой.
Перед началом первого тура кажется, что педагоги волнуются даже больше своих подопечных.
— Я сначала согласилась участвовать, а потом почитала положение и думаю: «Куда я вляпалась?» — взволнованно говорит одна учительница своей коллеге. Впрочем, и другие преподаватели не скрывают волнения.
Как стало понятно в результате переклички, в первом сосредоточились команды гимназии № 14 (те самые «Одуванчики!») и № 27 Северодвинска («Химбишечки»), а также двух архангельских гимназий — шестой («МБК») и университетской Ломоносовской (в память о прежнем статусе ребята назвались «Лицеем»).
Фото Алёны Воробьёвой.
«Лицей» vs «Химбишечки»
Именно «Лицею», как первой команде по рейтингу, первой позволили выбрать порядок выбора роли. Ребята предсказуемо решили выбирать первыми. И выбрали самую «козырную» роль — оппонента. Вторыми с ролью определялись «МБК», и они стали рецензентами. «Одуванчики» на время первого раунда предпочли остаться наблюдателями, а «Химбишечкам» по остаточному принципу (так как они почему-то решили выбирать последними) выпало выступать с докладами.
Дальше началось настоящая битва стратегов тактиков, преимущественно между «Лицеем» и «Химбишечками». Сперва оппоненты вызвали докладчиков на восьмую задачу — «Древнюю батарейку».
— Мы выбираем стратегический отказ! — дала задаче отворот-поворот.
«Лицей» подумали, подумали 30 секунд, а потом поручили докладчикам пятую задачу — «Античную посуду». А «Химбишечки» возьми, и снова откажись, но на этот раз — тактически. Долго ли, коротко ли, но докладчики всё-таки вышли к доске: капитан команды Анастасия Поздеева представила решение задачи про внеземной двигатель.
Представитель оппонентов Игорь Ладыгин разобрал ответ со всей строгостью:
«Нам было представлено три атмосферы, а у вас рассмотрена одна. Это никак не добавляет решению полноты, хотя для выбранной атмосферы решение было выбрано относительно верное и необычное».
Впрочем, затем от рецензента «досталось» и докладчику, и оппоненту. Представитель команды «МБК» Никита Фокин отметил, что неубедительны были оба.
В конце раунда члены жюри сказали своё слово: выставили оценки (по пятибалльной шкале) и докладчику — за научную и презентационную часть, — а также оппоненту и рецензенту. У докладчика средний бал получился на «троечку», а у спорщика с третейским судьей — на твёрдые «четвёрки». Но, судя по тому, какие страсти кипят на турнире, мы сделали вывод, что расстановка может измениться ещё не один раз. А говорят, дескать, «не взрывается ничего!».