В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Регион
Будут нефтегазовые проекты — будет Севморпуть

Будут нефтегазовые проекты — будет Севморпуть

20.10.2016 13:26Вадим РЫКУСОВ
На форуме «Арктические проекты — сегодня и завтра» разъяснили, при каких условиях будет развиваться транспортная магистраль.

Углеводороды — основной драйвер развития Арктической зоны РФ. При этом, по словам руководителя геологического консультационного центра «Гекон», члена научного совета Совбеза РФ Михаила Григорьева, большинство проектов, реализация которых ожидается до 2030 года, будут выполняться именно на суше, а не в шельфовой зоне. 

— Почему мы не идём на шельф? — задался вопросом эксперт, который, к слову, 40 лет занимается нефтяной геологией российской Арктики.

По его словам, «Газпром» и «Роснефть» взяли для освоения большие территории в море Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском морях. Но это очень слабо изученные акватории, пояснил Михаил Григорьев. Компании, которые должны извлекать прибыль, столкнулись с тем, что им надо выполнять функции государственной геологической службы, проводить геологические работы регионального этапа.

Второй сдерживающий фактор для шельфовых проектов — технологии. 

— Говорят, нет у нас доступа к технологиям для освоения арктического шельфа. Довожу до общего сведения, что таких технологий нет вообще: никто никогда не залезал в ледовитые моря с такими серьёзными работами, — пояснил глава консультационного центра.

Внутренняя артерия 

В настоящий момент объём перевозок по северному морскому транспортному коридору, который начинается в Мурманске, а заканчивается в проливе Дежнёва, растёт. Основной источник роста — нефть Варандея и Приразломной (Ненецкий автономный округ). Михаил Григорьев подчеркнул, что некоторые эксперты сходятся во мнении: Севморпуть — это внутренняя транспортная артерия. Её задача — удовлетворение экономического развития России, а транзитные маршруты с Запада на Восток — это, по сути, дополнительные опции. 

— Северный морской путь — это транспортная инфраструктура, обеспечивающая реализацию инвестиционных проектов освоения минеральных ресурсов. Будут проекты — будет развиваться инфраструктура. Вкладывать безумные деньги в развитие абстрактной инфраструктуры Севморпути под проекты, о реализации которых неизвестно, — это просто загубить огромные объёмы государственных сил и средств, — считает Михаил Григорьев.  

По его прогнозу, через десять лет ожидается интенсивное судоходство в юго-западной части Карского моря, большая часть грузовой базы будет формироваться на береговых терминалах Обской губы. Довольно высокий объём нефти Печорского моря будет транспортироваться в западном направлении. 

Сейчас  в арктическом регионе России расширяется перечень судоходных компаний, которые имеют опыт арктического мореплавания, но появляются и новые игроки. 

— Эффективно выстраивается схема подготовки плавсостава этих компаний силами «Атомфлота», «Совкомфлота», привлекается архангельское отделение Росморпорта. Уже формируется когорта плавсостава, которая  может обеспечить безопасное мореплавание в Арктике, — подчеркнул Михаил Григорьев. 

Примечательно, что один из экспертов, представлявший «Атомфлот» высказал уверенность, что будущее не только атомными ледоколами, ведущими проводку грузовых судов в Арктике, но и за морским атомным транспортом, то есть атомными контейнеровозами.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.