Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей — пожалуй, самая загадочная и даже романтизированная сторона нашего правосудия. О них снимают фильмы и телешоу, после которых профессиональные судьи хватаются за голову: в реальном процессе всё не так происходит!
Стать присяжным может практически любой гражданин. А с 1 июня 2018 года эта вероятность сильно возрастёт: присяжные появятся во всех районных и гарнизонных военных судах. Пока же легендарные «двенадцать» рассматривают только дела областной подсудности.
Самое время поговорить о тайнах этой части судебной системы с заместителем председателя Архангельского областного суда Андреем Старопоповым.
Заместитель председателя Архангельского областного суда Андрей Старопопов. Фото Артёма Келарева.
В районах будут проблемы
— Андрей Валерьевич, когда в нашем регионе появился суд присяжных и как он себя зарекомендовал? Долгое время шли споры о том, могут ли непрофессионалы решать судьбы подсудимых, но потом такие разговоры поутихли.
— В областном суде дела с участием коллегии присяжных рассматриваются с 2004 года. Как показывает практика, присяжные заседатели выносят справедливые решения. Особых проблем нет, есть лишь определённые трудности с набором достаточного числа кандидатов в присяжные.
Но предстоящее введение этого института в судах районного звена вызывает массу вопросов. В первую очередь — по материально-техническому обеспечению. Авторы закона указали, что финансовых затрат не потребуется. Однако на деле нужны специально оборудованные просторные залы, имеющие выход к комнате, где работают присяжные. Она, в свою очередь, должна иметь два санузла. А вместительными новыми зданиями в нашей области могут похвастаться лишь несколько районных судов.
— Как же тогда быть? Ведь суды присяжных в любом случае должны заработать в глубинке.
— Предварительно решено, что в Архангельске будет оборудован один зал, где суды областного центра станут рассматривать дела с участием присяжных. А для всей области решением вопроса может стать объединение муниципальных образований в судебные округа. Закон предусматривает такую возможность, хотя это непростая процедура.
Десять процентов — нормальная явка
— Вы сказали, что в Архангельске сложно набрать кандидатов в присяжные. В районах, наверное, будет не легче?
— Как показывает практика, граждане нередко уклоняются от обязанности участвовать в отправлении правосудия. Хотя жители нашей области на фоне некоторых центральных регионов демонстрируют завидную ответственность. Для рассмотрения одного дела требуется явка примерно 30-50 кандидатов. Чтобы столько явилось в суд, в Москве и Петербурге надо отправить 5000 повесток. В Архангельске из 300 приглашённых придут не менее тридцати.
В районных судах коллегия присяжных будет состоять из шести человек. Но, вероятнее всего, набрать их будет непросто: малая численность населения, большие расстояния между населёнными пунктами, плохая транспортная инфраструктура. К тому же не в каждом райцентре есть гостиницы.
Кстати, изменения коснутся и численности коллегии присяжных в областных судах: с 1 июня 2018 года их будет восемь.
— Но почему? Число «двенадцать» уже так прочно связано с присяжными.
— Таково решение законодателя. И потом, не существует научно обоснованных исследований, подтверждающих, что двенадцать человек примут более грамотное и справедливое решение, чем восемь. В некоторых странах дела рассматривают коллегии из пяти человек.
— А почему люди не хотят быть присяжными? Казалось бы, многочисленные телешоу на судебную тему должны популяризировать это занятие.
— Наоборот, такие передачи как раз могут сыграть злую шутку. После их просмотра человек будет думать, что дело рассматривается легко и быстро. А в реальности это серьёзная и долгая работа. Судебный процесс длится до нескольких месяцев, а порой и более года.
Далеко не каждый способен надолго оставить работу и привычный образ жизни. Хотя заработок присяжным компенсируется из бюджета, а пенсионеры получают плату за отвлечение от обычных занятий.
А вы нам просто не нравитесь!
— Почему на одно дело требуется почти в три раза больше кандидатов в присяжные, чем в итоге войдёт в коллегию?
— Должен быть некоторый запас, потому что многие претенденты отсеиваются. Во-первых, в законе предусмотрен ряд оснований для отвода — возраст до 25 лет, непогашенная судимость, недееспособность, состояние здоровья, замещение определённых должностей на госслужбе и другие.
Во-вторых, кандидат может получить мотивированный отвод в связи с конкретным делом — предположим, когда он лично знаком или состоит в родственных отношениях с кем-то из участников процесса.
В-третьих, сторонам даётся право немотивированного отвода. И обвинение, и защита могут исключить кандидата просто потому, что он им чем-то не понравился.
— А как отбирают кандидатов в присяжные?
— Их списки раз в четыре года составляют администрации муниципальных образований. Для этого используются данные государственной автоматизированной системы «Выборы», где собраны сведения о зарегистрированных избирателях.
Затем из этих списков специальная компьютерная программа, которая установлена в судах субъектов РФ, методом случайной выборки производит отбор необходимого числа кандидатов. Её результаты мы всегда готовы предоставить, внести в них изменения технически невозможно.
— Если гражданин не попал в список, но жаждет быть присяжным, — он может заявить об этом?
— Закон исключает любую возможность формирования списка заседателей искусственно, по чьей-либо воле.
Андрей Старопопов: «Быть присяжным — это гражданский долг и почётная обязанность».
Как настоящий судья
— Быть присяжным — это право или обязанность?
— Как и воинская служба, это гражданский долг и почётная обязанность. Приняв присягу, присяжный на всё время исполнения своих обязанностей получает статус и полномочия действующего судьи. Так, его весьма затруднительно привлечь к административной или уголовной ответственности.
Но если он, не дай Бог, получит взятку за вынесение неправосудного решения, то и отвечать будет как должностное лицо.
Полномочия суда присяжных очень весомы, поэтому обвиняемым так подробно разъясняются последствия ходатайства о рассмотрении дела коллегией заседателей. Их вердикт невозможно отменить только на том основании, что вышестоящая инстанция с ним не согласна.
— Но приговоры, вынесенные на основании вердикта присяжных, всё же иногда отменяются.
— Да, но только в том случае, если в ходе процесса какая-то из сторон существенно нарушила уголовно-процессуальный закон. К примеру, на присяжных было оказано воздействие или им представили незаконно полученное доказательство.
— Почему в суде присяжных действует столь строгий запрет на данные о личности подсудимого? Как только адвокат начинает рассказывать, какой хороший семьянин его подзащитный, судья тут же останавливает.
— Представьте, что присяжные узнали о судимости обвиняемого, — как они могут рассудить? Раз уж он один раз нарушил закон — значит, и то, в чём его сейчас обвиняют, вполне мог совершить. А это уже предположение, которому нет места в суде. Все мы понимаем, что и хороший человек может оступиться, и плохой — совершить геройский поступок.
Кстати, в суде присяжных запрещено характеризовать не только подсудимых, но и потерпевших, и свидетелей. В противном случае весь процесс рисковал бы превратиться в одну сплошную склоку.
— Часто ли обвиняемые просят рассмотреть их дело с присяжными?
— В последнее время гораздо реже, чем в первые годы после введения этого суда. Сегодня присяжные в судах субъектов РФ рассматривают от 10 до 20 процентов уголовных дел.
— Если есть проблемы с набором кандидатов — возможно, имеет смысл разработать социальную рекламу на тему «присяжный — это престижно»?
— Наверное, это бы не помешало. А пока хотелось бы обратиться к жителям области с призывом отзываться на приглашения и принимать участие в формировании коллегий присяжных заседателей. Для районных судов списки кандидатов впервые будут составляться уже в следующем году.