На подходе к развлекательному комплексу «М-33» ничто не говорит о фестивале «Беломор-Буги»: плаката нет, из репродукторов несётся бодренькое «диско». Ну, разве что одинокий байк, припаркованный у крыльца, может служить подсказкой. Пожилая гардеробщица, принимая мою куртку, отчего-то требовательно-недовольным тоном спрашивает: «На фестиваль?!». Подтверждаю, и направляюсь в зал, по пути разжившись футболкой 23-х «Бугов» из представленного «мерча»: сдержали-таки обещание, привезли большие размеры.
Открывают фестиваль архангельские «инопланетяне» с созвучным порядковому
номеру нынешнего феста названием. «23 планета» — этакая местная Земфира, только
со скрипкой: поп-рок, песни о любви, опытные музыканты. Лидер, Мария Юсупова, со сцены
признаётся, что была на сцене «Беломор-Буги» 15 лет назад.
Владислав Белобоков, бессменный ведущий концертов,
подхватывает: «А я веду фестиваль вот уже семь лет». По его наблюдениям, народу к началу собралось
много, в отличие от фестивалей прежних лет: не меньше сотни человек.
Открытие
Ещё немного цифр: группа «Кафе Ваг Гог», вторая в нынешнем
концерте, второй год подряд выходит на сцену «Беломор-Буги». Редкость. Причина исключения
проста: за год коллектив очень вырос, что просто необходимо было отметить.
Юрий Рюмин, лидер, как обычно, «шаманит» на сцене, видит в окружающем
пространстве что-то своё, делает загадочные пассы и «дирижирует» командой. Удивительно, как
много в этом утончённом юноше необузданной, дикой силы, что рвётся наружу в
каждой его песне.
Кстати, успех «Ван Гогов» на этом концерте, на мой взгляд, никто не превзошёл, и, пожалуй, именно они по-настоящему открыли фестиваль. Секрет незамысловат: публика с восторгом принимает искреннюю подачу свежего музыкального материала. Народ начинает выходить на танцпол. Музыканты даром время не теряют: заряжают одну экспрессивную композицию за другой.
Фото Николая Гернета.
Гости и свои
Первым гостям на этой сцене, группе «Rau.di» из Петербурга в плане зрительского
приёма не очень-то везёт. Народу на танцполе на их сете становится больше, но
никто не вторит музыкантам, которые «рубятся», машут дредами на сцене
под свой альтернативный металл, и даже провоцируют на аплодисменты. Самые гостеприимные
архангелогородцы лишь слегка покачивают головами в такт. Тогда как по
экспрессии материала перед сценой должна бы твориться «мясорубка».
С большим теплом встречают в зале онежский «Якорь». Увесистый,
суровый русскоязычный «мелодичный дум-металл» собирает плотные ряды перед сценой, теперь
здесь человек сто. А слова хитов, «Реквиема по утопшему» и «Пропавшего
лесовозника» подпевает за группой едва ли не весь зал. Успех! Хотя, при таком
мощном заряде группы немного не хватило огня, чтобы всё это должным образом «бабахнуло».
А в целом, в том числе учитывая последовавший вскоре сет знаменитых «Вандалов», архангельские музыканты подтвердили, что столица Поморья занимает достойное место на отечественной рок-сцене. Профессионально, драйвово, разнооразно. Что же касается именно «Blind Vandal», сейчас команда воспринимается как некая «группа-призрак». Да, высокое мастерство и сыгранность, но как группа они выступают редко, нет нового материала, а музыканты всё больше становятся известны как участники других проектов.
Трио «Dieselhit», «Брянский «Motorhead».
«Простые мужские радости»
Ещё две команды-гостьи, «Сны африканца» из Ижевска и «Электропартизаны» из Санкт-Петербургазаставляют
вслушиваться в текст. «Простые мужские радости» — поют со сцены под забойный
ритм «африканцы». Смотрю вокруг: все стоят в одиночестве, мальчики и девочки
порознь. Редкие барышни, войдя в раж, вытанцовывают на танцполе, по его
границам брутальные парни скрещивают руки на груди, вглядываясь в пространство.
Простые мужские радости, мда.
— Вы-то что, не играете больше группой? — спрашивает меня знакомый.
— Нет, не играем: басист ушёл.
— Да? А жаль — клёво было!
Для
себя определяю ключевое слово: «было». Со сцены продолжают петь «африканцы» —
ну, хоть у них есть волшебная флейта, чёрт побери.
«Я не хочу быть солдатом, мама, не хочу быть пушечным мясом»
— поют, кстати, в отличном сочетании с названием, «электропартизаны». И, открыв
набор в ряды анти-армии, добавляют: «К
сожалению, наша следующая песня, «Блефуску» — ещё более актуальна».
Пока я пью пиво, ведущий фестиваля Влад Белобоков подаёт трио «Dieselhit» как «Брянский «Motorhead». Их солист и в самом деле выходит на сцену в узнаваемой чёрной шляпе (я уже не говорю про созвучие названия, репертуара, и даже характерного хриплого вокала). «Жить я хочу, как истребитель: крылья расправив, пулей небо пронзить», «Люби, люби — самое время!». Перед сценой танцуют человек 60. Мне издалека видна только пыль, освещённая лучами прожекторов. «Пародия на «Motorhead»» — ехидно бросает на ходу один из архангельских музыкантов.
Soul / pop-rock или «Heavy metal»?
Замыкают концерт первого дня «Беломор-Буги» две иностранные группы. Первые, норвежцы из «The band called oh», играют мелодичный, искренний и нежный соул, очень близкий популярному хип-хопу. Материал по сути противоречит основному направлению фестиваля, но публика принимает их песни «на ура». Расчёт на резкий контраст их саунда с остальными группами сработал отлично! К тому же, «температура» публики ближе к концу вечера возросла настолько, что всех так и тянет танцевать. вот и танцуют, кто как умеет и кого где застало.
Вот такими: расслабленными и тёплыми, получают зал финалисты, американцы из «Immortal Guardian». И творят с публикой, что хотят: вполне, казалось бы, почтенные барышни в совсем неподобающих для этого одеяниях начинают дико трясти хаерами под гитарные «запилы» и рулады вокалиста.
Хэдлайнер выбран верно: народ «рубится» на танцполе. Однако, на мой взгляд, ничего сверхъестественного американские металлисты не представляют: с первого взгляда заметно, что это скорее не музыкальная группа, а шоу-бизнес, просчитанный деловой проект. Даром, что музыканты — из Остина, столицы славного Техаса.