Общество
Стартап — дело молодых! Но ему нужно учиться

Стартап — дело молодых! Но ему нужно учиться

01.10.2016 16:20Мария АТРОЩЕНКО
В Архангельске состоялась партнёрская конференция Корпорации развития Архангельской области и Фонда развития интернет-инициатив.

Её цель — понять, как научить студентов зарабатывать миллионы уже к третьему курсу.

Конференция «Предпринимательская экосистема в университетах: от студенческих идей к стартапам» прошла в корпусе Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем САФУ: все-таки молодые айтишники — это целевая аудитория, на которую и рассчитано красноречие местных и привозных тренеров. Тем более, что во главу угла на встрече была вынесена проблема внедрения курса «ИТ-предпринимательсво» в университетах.

Напомним, что в Архангельске, на базе колледже связи и телекоммуникаций онлайн-предпринимательство уже преподают. В КРАО надеются, что в следующем семестре к курсу присоединятся и информационщики САФУ.

Стартапы по айти-проектам попали в поле зрения Корпорации развития в конце 2015 года. Тогда же и состоялось знакомство с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) — самым крупным венчурным фондом в России и Восточной Европе, который инвестирует в эти стартапы.

Первый заместитель гендиректора Корпорации развития Архангельской области Ольга Горелова.Первый заместитель гендиректора Корпорации развития Архангельской области Ольга Горелова.

По словам первого заместителя гендиректора Корпорации развития Архангельской области Ольги Гореловой, институтам развития нужна системная работа по выявлению талантливых ребят, а также тех идей и проектов, которое можно упаковать в стартап и продвигать дальше.

— Мы пригласили экспертов из регионов, чтобы обсудить, какие форматы взаимодействия со студентами и университетами можно и нужно настроить внутри, чтобы сформировать ту самую предпринимательскую экосистему, — добавила первый замдиректора КРАО. — Нам нужно понять, что нужно самим студентам, поэтому они сегодня здесь. Можно сесть кулуарно с вузами и спроектировать, то что мы хотим от молодёжи, а студенты просто скажут: «Нам это не подходит, до свиданья!».

Поэтому-то и надо настроить систему взаимодействия между студентами, вузами и институтами развития.

Как стартапы исполняют девичьи мечты

Роль второго модератора конференции исполняла директор департамента экосистемных проектов ФРИИ Маргарита Зобнина. Она со знанием дела рассказала о преподавании ИТ-предпринимательства. Она сама вела этот курс в Высшей школе экономики и МГУ.

В прошлом году курс ФРИИ преподавался в 44 вузах по всей России, для этого было подготовлено 273 преподавателя. А курс освоили 1270 студентов, которые подготовили более 300 проектов, 71 из которых прошли преакселератор фонда, то есть, по сути, уже начали превращаться в серьёзные проекты. В этом же году соглашение подписано со 109 вузами от Калининграда до Хабаровска.

Маргарита Зобнина по опыту знает, что стартапы лучше делать в команде из двух человек: один не потянет, может надорваться.

— Бывают, конечно, герои, которые пытаются это сделать в одиночку, но, естественно, силы и мотивация в какой-то момент падают: пашешь, пашешь, а эффект отложенный, — отметила представитель фонда. — Само собой, нужно, чтобы кто-то подхватил. К тому же, универсальных солдат практически не бывает: человек, как правило, либо продажник и маркетолог, либо технарь.

Прогнозируемый оборот стартап-компании, которую сопровождает ФРИИ, должен быть не менее 300 миллионов рублей.

— Это кажется большой суммой, но это вполне реалистично, — заявила Маргарита Зобнина.

И, конечно, нужен минимальный, хотя бы самый примитивный прообраз продукта, который компания будет продавать. Спикер привела пример: её студентка сделала стартап — конструктор платья. То есть выбрать можно буквально всё: цвет, фасон, ткань, — словом, мечта девушки.

— У неё был совершенно ручной прототип. Был только лэндинг — одностраничный простенький сайт, на котором у неё была, по сути, форма для сбора контактов, — рассказала Маргарита Зобнина. — Кусочки платьев у неё были вырезаны из бумаги! Девушки компановали из бумажных выкроек, а дальше она шла к портнихе с собранным вариантом и отшивала по меркам.

И пока ещё не закончилось обучение, у изобретательной модницы набралось уже восемь продаж и 17 предзаказов. Это к тому, что прототип продукции не обязательно должен быть сложным.

Директор департамента экосистемных проектов ФРИИ Маргарита Зобнина.Директор департамента экосистемных проектов ФРИИ Маргарита Зобнина.

Не надо печалиться, вся жизнь впереди!

По мнению Зобниной, студентам сам бог велел делать стартапы: у них есть энергия, есть идеи, нет обязательств — семьи, которую надо кормить, или ипотеки, — но есть родители, которые могут послужить подушкой безопасности и помочь продержаться на плаву первое время. Ведь, как правило, в первый год существования стартапа прибыли может и не быть.

Эксперт также перечислила основные факторы, которые мешают студентам научиться онлайн-предпринимательству, а преподавателям — ему обучить.

Например, катастрофизация — преувеличение эффекта в случае неудачи. Маргарита Зобнина рассказала, что первый экзамен при поступлении на экономический факультет она написала на «тройку»: так расстроилась, что купила несколько килограммов ягод — чтобы учиться варить варенье и готовиться к жизни домохозяйки в старом халате. А оно вон как получилось!

На Байкал!

Своим опытом внедрения дисциплины «ИТ-предпринимательство» поделились и другие гости конференции. Один из них — сотрудник Бурятского государственного университета Андрей Кутумов.

В своём образовательном плане преподаватель делает ставку на различные мероприятия в стиле ФРИИ и Корпорации развития — рабочие выходные, летние школы. В частности, Кутумов рассказал о недавнем крупном событии, которое вуз провёл совместно с Монгольским университетом, — Startap Weekend, который прошёл 15 и 16 апреля не где-нибудь, а на озере Байкал.

Ну, кто откажется от бесплатной поездки на это озеро? Да ещё, если лучшим участникам пообещали грант — 200 тысяч рублей? До 25 мая студенты подавали свои проекты, и в результате организаторы отобрали больше финалистов, чем планировали: не пять, а девять.

Предприниматель Глеб Тертычный.Предприниматель Глеб Тертычный.

Хороший бизнес — бизнес денежный

Предприниматель Глеб Тертычный свой спич начал лихо, бескомпромиссно: научился бизнесу не тот, кто грант получил из бюджета, а тот, кто денег заработал.

Работодатели часто сталкиваются с тем, что выпускников вузов, приходящих к ним, приходится доучивать.

— В этом они получают по заслугам, — заявил бизнесмен.

Потому что сами представители предприятий зачастую не включаются в процесс подготовки специалистов.

В своё время Тертычный выступил с предложением заменить курсовые работы и рефераты на  фрилансовые задачи, которые бы оценивали не только преподаватели, но и непосредственные заказчики. А ещё предложил нескольким российским вузам провести жёсткий курс, в результате которого каждая пара студентов должна была бы запустить стартап с оборотом в 200 тысяч рублей. В противном случае — отчисление. Само собой, университеты от такого радикальго предложения были не в восторге, а уж родители — тем более: в одном из городов даже жалобу в прокуратуру пытались подать!

По мнению Глеба Тертычного, один из лучших способов замотивировать студента — это рассказать ему историю успеха другого человека. Потому что только деньги позволяют судить о том, хорош ли бизнес, или нет.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.