В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/6
Общество
В Архангельском музее камня представили кремень «Краса Поморья»

В Архангельском музее камня представили кремень «Краса Поморья»

30.09.2016 14:23Мария АТРОЩЕНКО
В этом музее бывал далеко не каждый архангелогородец, а уникальный камень северяне раньше точно не видали.

Архангельский музей камня «Самоцветы» находится на проспекте Ломоносова, 291. Его хозяин и основатель — полковник милиции в отставке Эдуард Скляров. Коллекционированием минералов он занимается более сорока лет.

Как он написал в своей книге, началось всё с куска медной руды, который он «выпросил у своего приятеля Рудика Матвеева, коллеги по следственной работе в  Октябрьском райотделе милиции». Кстати, этот кусок руды, родоначальник коллекции, сейчас покоится на почётном месте в витрине музея. А сейчас коллекция любителя камня насчитывает несколько тысяч образцов. Помимо сотен экспонатов в музее висит картина, на которой весьма символично изображена хозяйка медной горы.

Вот такую красоту нашли 22 июля этого года неподалёку от посёлка Поморье Приморского района.Вот такую красоту нашли 22 июля этого года неподалёку от посёлка Поморье Приморского района.

Краса Поморья

Мы собрались в музее по вполне конкретному и даже торжественному поводу — официальному принятию в музейное собрание нового уникального экспоната.

— Сегодня речь пойдёт не о драгоценностях, не об алмазе, а о самом скромном камне — кремне, но который для человечества имел решающее историческое значение: два с половиной миллиона лет все орудия труда, оружие и всё остальное делалось из камня, а главным камнем был кремень, — рассказывает хозяин музея.

По словам коллекционера, кремень бывает разным. Бывает простой чёрный, он пользуется большим спросом у целителей и знахарей. А бывает поэлегантнее — декоративный, или как его ещё называют, рисунчатый. Декоративность определяется именно затейливостью рисунка. Из этого кремня частенько делают разные поделки. А также он используется в металлургии и электронике.

— По России рисунчатого кремня не очень много, — рассказал Эдуард Скляров. — Подмосковье может похвастаться, Псковская, Тверская области и наш регион в том числе. У нас тоже есть рисунчатый кремень. Его месторождения находятся по течению реки Онеги, в Плесецком районе, а больше, в принципе, нигде. В коллекции музея есть хорошие красивые представители этой разновидности.

Однако 22 июля этого года неподалёку от посёлка Поморье Приморского района, близ алмазного месторождения, в одном из отвалов, недалеко от дороги, в паре километров от посёлка, Эдуард Скляров и его товарищ Сергей Миронов, тоже любитель камня, нашли в куче камней этот чудодейственный рисунчатый кремень.

Его рисунок напоминает годовое кольца на стволе дерева.

— Мы были поражены рисунком этого кремня! — вспоминает хозяин музея. — Хотели сначала разрезать его пополам, чтобы обоим досталось, но когда мы показали кремень специалистам и обработчикам, все в один голос сказали, что камень резать нельзя, что он сам по себе произведение искусства, — но природы, а не человека. Поэтому мы даже не стали его полировать-шлифовать. Посмотрите на его рисунок! В нашей области ещё кремня с таким узором не находили. Такого вы не увидите никогда и нигде! Я в своей жизни просмотрел ни один десяток музеев, начиная от Пекина и заканчивая Ленинградом, и такого рисунка нет нигде. 

Любители камня посовещались и назвали находку Красой Поморья. Теперь причудливый кремень может увидеть каждый житель столицы Севера.

Красота камня завораживает даже экспертов.Красота камня завораживает даже экспертов.

Как могла природа такое сотворить?

Когда на чудесную находку поглазели, настало время и со всей экспозицией познакомиться поближе.

— От музеев России, подобных ему, наш отличается, во-первых, теснотой, — начал экскурсию радушный хозяин. — Здесь у нас только часть той коллекции, которой мы обладаем. Вообще у нас в два-три раза больше камней, которые заслуживают того, чтобы их выставили.

В витринах музея же собрано порядка 1200 камней и статуэток, которые из минералов сотворили умелые резчики. По словам Эдуарда Склярова, новые произведения природного искусства постоянно поступают в фонд музея. Некоторые он находит сам, некоторые выменивает, некоторые — покупает. У Склярова друзья-единомышленники по всей России: в городе Слюдянка Иркутской области, в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге… С ними он переписывается, встречается и в походы ходит.

Ещё одно отличие «Самоцвета» от подобных ему музеев — это то, что в нём собрано очень много камнерезных изделий.

— У нас здесь прекрасная коллекция китайского антикварного камнерезного искусства, — поделился владелец. — У нас, кстати, хранится единственная в области коллекция изделий местных архангельских резчиков. Если помните, здесь на месте церквушки на Комсомольской раньше располагался камнерезный завод. Мы сумели собрать изделия мастеров этого завода. Такой коллекции нет даже в «Беломорских узорах», которые являются правопреемником этого завода. Завод, к сожалению, обанкротился, и камнерезное искусство в нашей области погибло.

В коллекции Склярова множество предметов, вырезанных архангельскими резчиками.В коллекции Склярова множество предметов, вырезанных архангельскими резчиками.

В коллекции Склярова множество предметов, вырезанных архангельскими резчиками: например, копия высотки в единственном экземпляре и обелиска Севера.

Есть в фондах музея статуэтки из минералов, вырезанные в других странах. Например, полулежащая старинная мраморная красавица из Франции. Её коллекционер купил в антикварном магазине в Санкт-Петербурге.

И мы задали вопрос, который бы каждый коллекционер счёл глупым: есть ли у него любимый минерал?

— Вы посмотрите на каждый камень, — разъяснил Эдуард Скляров, — каждый из них абсолютно индивидуален и по-своему красив. Поэтому говорить о том, какой любимый я не могу. Многие люди, когда видят мои камни, просто поверить не могут, что они созданы природой. Говорят вот: «Не может быть, чтоб эти золотистые искринки на тацит и пирит нанесла природа! Быть не может, это вы сами напылили!». Одному учителю я дал аметистовую щетку посмотреть, а он говорит: «Никак не пойму, как тебе удалось эти кристаллики красиво наклеить на камень?».

Эдуард Скляров: «Вы посмотрите на каждый камень! Каждый из них абсолютно индивидуален и по-своему красив».Эдуард Скляров: «Вы посмотрите на каждый камень! Каждый из них абсолютно индивидуален и по-своему красив».

«Огранённых не держим, так интересней!»

В коллекции северянина есть и драгоценные камни, но только а-ля натюрель. Например, кристаллики рубина на породе, берилл, шпинель на белом мраморе и изумруд в породе.

— А почему вы изумруд не извлечёте из камня?

— Так интересней же так! Это же музей! Надо, чтоб люди видели, как в природе это встречается. Одно дело в кольце увидеть изумруд, а другое дело — в породе. Человек смотрит и думает: «Неужели драгоценный камень может быть в земле?».

— А алмазы у вас есть?

— Обработанный алмаз неинтересно выставлять, а необработанного нет.  Да и если выставишь его, это будет расцениваться с точки зрения Уголовного кодекса, потому что алмаз, найденный в природе, ты обязан сдать. Зато есть кимберлит (магнетическая горная порода, содержащая природные алмазы, — ИА «Регион 29»), чистейший, из кимберлитовой трубки. Почему-то его ещё «голубой землёй» называют. Его дробят, мельчат, через фильтр пропускают, потом на жир опускают. Алмазы прилипают к жиру, такое у них свойство. Потом жир с алмазами соскабливают, растапливают, и остаются алмазы и кварц. Женщины сидят перебирают под ультрафиолетом: алмазики в одну строну, кварц — в другую.

Посетителям на заметку: музей работает по четвергам, и этого, по мнению Эдуарда Склярова, вполне достаточно, так как приходят в него небольшими группками.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.