Одна из проблем российской науки и промышленности — коммерциализации перспективных инновационных разработок.

— Мы не первый год сталкиваемся с ситуацией, когда разработчики, учёные или даже студенты имеют на руках готовую, прорывную технологию, но не могут её грамотно воплотить в жизнь, — поясняет генеральный директор КРАО Алексей Ковалёв.

Причины разные: нехватка информации о мерах подддержки, отсутствие понимания, как вывести продукт на рынок, как найти инвестора. Дискуссия экспертов федерального уровня должна была показать все подводные камни, мешающие инновационным прорывам вузов, предприятий и кластеров. 

Зигзаги жизни 

— Коммерциализация — это сделка,  — задал полемический вектор Игорь Рождественский, генеральный директор консалтинговой компании Martal Spb, руководитель отдела маркетинга передовых технологий инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (Санкт-Петербург).

Он отметил, что в современной экономике активы не могут учитываться исключительно бухгалтерией. Для интернет-проекта, например, важный актив — это аудитория (которую невозможно поставить на баланс), а не только материальные ценности. Активом может быть патент на изобретение, который можно продать за разные деньги. Однако патент, сделанный для отчётности, а это довольно частое явление в России, может иметь отрицательную стоимость.

Игорь Рождественский и другие эксперты отметили распространённую проблему — представители науки и промышленности не могут найти общего языка, отчего возникает недоверие. По мнению советника ректора Университета ИТМО по развитию Олега Мальсагова, в России попросту хромает культура коммуникаций. 

— Индустрии инновации и новые технологии не нужны. Индустрии нужно снижать издержки. Но в некоторых индустриях это достигается с помощью технологического рынка, — парадоксально высказался Игорь Рождественский.

Если технологии снижают издержки и увеличивают выручку, появляется интерес промышленности. Если технологии «крутые сами по себе», интереса отечественных предприятий не добиться. Стартаперу нужно быть готовым к зигзагам судьбы — успех никто не гарантирует. Но он придёт, если проект адаптируется под рыночные реалии.

Университетский КПД

Один из рисков в этом направлении — «параллельность» разработок. Вероятность того, что прорывная идея придёт в голову одновременно нескольким людям велика хотя бы потому, что на Земле живут семь миллиардов человек. Проект могут начать 100 человек, десять продвинут его разработку, а результата достигнет лишь один.

Что касается взаимодействия университетских разработок, то здесь есть проблема. Деньги идут в вузы. Однако основная масса средств направляется на фундаментальную науку и в итоге экономика не получает «обратную связь», а университетский КПД для предприятий по факту остаётся  низким.

Вместе с тем Олег Мальсагов привёл позитивный пример (своего вуза). Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики смог привлечь около 500 партнёрских предприятий, вместе с которыми учреждение  занимается инновациями и разработками. Эксперт призвал мониторить рынок труда, технологий, образования и науки на годы вперёд. Только так можно развивать инновационную среду.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.